9 мая делегации Европейского союза по всему миру отмечают День Европы. В Либерии 9 мая этого года было несколько причин для торжеств. Именно в этот день Всемирная организация здравоохранения объявила, что страна свободна от Эболы. Впервые за многие месяцы людям было позволено обмениваться рукопожатиями. Во время вспышки Эболы здороваться за руку было нельзя, запрещены были и многие другие совершенно естественные в повседневной жизни людей вещи.

Когда я в 2014 году в качестве руководителя делегации Европейского союза впервые приехала в Либерию, положение там было плачевным: действовал комендантский час, закрыты были школы, университеты и большинство государственных учреждений. Для того, чтобы купить в магазине хлеб, надо было прежде всего вымыть руки хлорным раствором и доказать, что у тебя нет повышенной температуры. Только после этого можно было войти в магазин.

Люди не знали, распространяется ли болезнь и через денежные купюры. На границах административных округов действовал жесткий контроль, при поездке из одного округа в другой приходилось выходить из машины и проходить процедуры проверки на эболу. Наземные границы страны были закрыты, большинство авиакомпаний прекратило полеты в Либерию. Иностранные предприниматели спешно покидали страну. Шахты и магазины закрывались. Парикмахерские, занятия спортом, рестораны, увеселительные заведения — все это внезапно стало атрибутами совсем другого и далекого мира.

Эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке началась на самом деле уже в декабре 2013 года, но до лета 2014 года оставалась без необходимого международного внимания. Самая серьезная угроза нависла над Либерией, поскольку болезнь быстро достигла столицы — Монровии, где в скученных условиях и в бедности живет значительная часть четырехмиллионного населения страны.

Поначалу устрашенные происходящим власти попытались изолировать некоторые части города, но оказавшиеся в ловушке люди не готовы были мириться с таким решением и в городе сложилась взрывоопасная ситуация, стабилизировать которую было не по силам ни местной полиции, ни военному контингенту ООН.

Один из таких самых бедных районов города, Уэст Пойнт, находится в непосредственной близости от здания делегации Европейской Комиссии. У жителей трущоб нет никаких денежных резервов и запасов продовольствия, так что они вынуждены каждое утро отправляться на поиски хлеба насущного или какого-нибудь случайного заработка.

Более половины жителей Либерии неграмотны, да и у тех, кто формально грамотой овладел, представления о происходящем в мире зачастую не слишком адекватные. Уровень доверия к государству, правительству и прочим официальным структурам очень низкий. Информация передается в основном из уст в уста; довольно популярно и радио, но там, чтобы донести до народа важную информацию, ее надо облечь в форму песни и повторять много раз.

Принимая во внимание все эти особенности, очень трудно было убедить людей, что инфекция передается через прикосновения и что надо отказаться от традиционных церемоний прощания с покойным и захоронения. Неосведомленность и низкий образовательный уровень создавали благоприятную среду для разного рода конспиративных теорий, вплоть до полного отрицания существования такой болезни, как Эбола.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Оригинал статьи на эстонском находится здесь.

Оригинал статьи на английском находится здесь.

Справка

Тийна Интельманн работала на различных должностях в системе Министерства иностранных дел Эстонии с 1991 г. Она, в частности, была постоянным представителем Эстонии при ОБСЕ в Вене, постоянным представителем Эстонии при ООН и президентом Ассамблеи государств-участников Международного уголовного суда. С прошлого года она руководит делегацией Европейского Союза в Либерии.

Поделиться
Комментарии