”Я и моя семья — жена, ребенок и внук - остаются без жилья, другой недвижимости у меня нет. Ко всему прочему, после продажи дома у меня останется большой долг. Я — глава семьи и единственный взрослый мужчина в семье”, — рассказал Маргус (имя изменено. — Ред.). Мошенническая схема, жертвой которой стал мужчина, делает его немногословным, пишет Eesti Päevaleht.

”Думаю, что банк немилосерден и у него отсутствует совесть”, — рассуждает Маргус.

История началась в 2008 году, когда мелкий предприниматель Маргус познакомился с мужчиной, представившимся Тармо Сяэском. Хорошие манеры и выдержка выдавали в нем надежного бизнесмена. Он предложил Маргусу помощь - обещал привлечь инвестиции , а взамен попросил оформить служебный автомобиль на фирму Маргуса. Сяэск прислал Маргусу ссылку на объявление о продаже автомобиля Mercedes-Benz S350 с номерами 899 MLK на одном из интернет-порталов — автомобиль стоил почти миллион крон.

Маргус согласился, поскольку риски казались ему низкими: записанную на фирму машину всегда можно законным образом потребовать обратно, а, если Сяэск откажется возвращать ее, подать в полицию заявление об угоне. Он даже не подозревал, что станет жертвой запутанной мошеннической схемы.

Для оформления лизинга на автомобиль требовалось составить оценочный акт — Сяэск взял эти заботы на себя и представил банку заключение небольшой автомобильной фирмы из Раквере, которая оценила машину в 840 000 крон (53 685 евро. — Ред.). Сотрудник Sampo Liising просмотрел документы и оценочный акт, дав зеленый свет — заключать сделку можно. Бумаги подписали в середине сентября 2008 года, лизинг оформили на фирму Маргуса, а сам он числился поручителем. Фирма Sampo Liising выкупила автомобиль и перевела средства на счет фирмы OÜ Estikson.

Через несколько месяцев, в апреле 2009 года, Тармо Сяэск сообщил, что, к сожалению, инвестиции в фирму привлечь не сможет. Маргус взвесил ситуацию, продал фирму и намеревался отозвать право пользования автомобилем. Он пошел в Авторегистр, подал заявление и с удивлением обнаружил, что пользователем числится не Тармо Сяэск, а незнакомый мужчина. Учреждение заявление приняло, но возникла заминка — обещали, что документы будут переоформлены на следующий день.

Сяэск пропал

На следующий день Маргусу позвонили из полиции и сообщили, что автомобиля, пользователей которого он пытался поменять, не существует. Созвониться с Сяэском не удалось, а Маргус с ужасом осознал, что ведь автомобиля он в глаза не видел, ему лишь дали посмотреть на фотографии в интернете и передали документы, которые уже позже он подписал в банке.

Маргус связался с представительством Mercedes-Benz в Эстонии — Silberauto - и попросил проверить ВИН-код автомобиля. Представитель фирмы Ээро Мытлик дал неутешительный ответ — автомобиль Mercedes-Benz с номером кузова WDD2210561A022790 отсутствует в базе данных.

14 июня 2009 года мужчина обратился в Авторегистр и спросил, как вышло, что в Эстонии был зарегистрирован фиктивный автомобиль. Получить эстонские номерные знаки можно лишь в том случае, если машина проходит контроль в Департаменте шоссейных дорог.

Ответ пришел почти месяц спустя — 13 июля. На Маргуса словно вылили ушат ледяной воды — директор департамента Тамур Цякко писал, что автомобиль был зарегистрирован летом 2008 года, документы были подделаны. ”В ходе проверки работы сотрудников маардуского отдела были выявлены многочисленные нарушения. Что касается автомобиля MB S350, то данные о машине с номером кузова WDD2210561A022790 отсутствуют”, — написал директор, добавив, что зарегистрировавший автомобиль сотрудник уволен, а Пыхьяская префектура возбудила уголовное дело.

В этот момент Маргус понял, что стал жертвой запутанной мошеннической схемы. Полочная фирма OÜ Estikson, продавшая существующий только на бумагах автомобиль, свернула свою деятельность.

Маргус подал заявление о расторжении договора с Sampo Pank. Банк его не оспорил и не предъявил никаких требований, что позволило мужчине предположить, что все в порядке. Однако в июне 2010 года разразился гром среди ясного неба — Sampo Pank потребовал у Маргуса 1,03 миллиона крон, добавив к стоимости автомобиля неустойку. Банк продолжал платить за страховку машины, несмотря на то, что Департамент шоссейных дорог подтвердил - страховать, в общем-то, нечего.

Маргус оказался в беде — платить миллион за несуществующий автомобиль? Каско ущерба за ”бумажный” автомобиль не возместило, но банк это не смутило и в августе 2010 года он потребовал деньги через суд. Несмотря на то, что как Маргус, так и банк, очевидно, стали жертвами одной и той же мошеннической схемы, Sampo полагал, что расплатиться за ошибки должен только Маргус. Осенью 2010 года мужчина подал заявление в полицию, но, увы, поздно.

Банк не пощадит

Летом 2012 года Харьюский уездный суд огласил решение, после которого Маргус, казалось бы, мог вздохнуть с облегчением. Судья Май Грауберг пришла к выводу, что сделка, заключенная с обманом не может считаться законной, а, как следствие, ее нужно отменить в установленном порядке. Таким образом, договор о лизинге терял свою силу.

Однако банк с потерей 840 000 крон мириться не пожелал и обжаловал это судебное решение.  В январе текущего года окружной суд постановил, что договор о лизинге действителен, а Маргусу необходимо возместить ущерб — наличие или отсутствие автомобиля в этом случае не играет никакой роли.

Мужчина обратился в Государственный суд, но в конце апреля высшая инстанция не приняла кассацию в производство, объяснив, что ходатайство не обосновано. Теперь, более месяца спустя, решение в пользу банка Sampo (теперь Danske Bank) вступило в силу.

Дом Маргуса пойдет с молотка, за счет вырученной суммы банк покроет свои расходы на покупку несуществующего ”Мерседеса”. Лишившийся дома Маргус, у которого больше нет недвижимости, останется должником Danske Bank на долгие годы — он будет делать выплаты по жилищному кредиту за дом, которого у него нет.

У мужчины оставалась единственная возможность — согласно закону, у частного лица есть право потребовать компенсацию за ущерб, причиненный по вине государства, Маргус мог бы воспользоваться шансом и заявить на Авторегистр, зарегистрировавший фиктивный автомобиль.

Однако государство может выплатить компенсацию в течение трех лет с того момента, когда  было заявлено об ущербе. То есть, с лета 2009 года, когда обман с фиктивным автомобилем раскрылся, прошло более трех лет и Авторегистр больше ни за что не отвечает. Поезд для Маргуса ушел.

Банк доволен, прокуратура знает о схеме

Представитель банка Аннели Рыук прокомментировала: ”Danske Bank признает компетентность наших судов и не желает ставить под сомнения принятые решения”. На вопросы, почему банк вынудил отвечать за ущерб только частное лицо, почему не посчитал нужным расторгнуть договор о лизинге, банк отвечать отказался.

Полиция установила настоящие имена подозреваемых в мошенничестве. Их трое. В рамках  уголовного дела было объединено несколько эпизодов, пять случаев подделки документов и мошенничества касаются автомобилей и одного катера. Решение о задержании подозреваемых должна принять прокуратура, которая в данный момент знакомится с материалами дела. За такие преступления наказывают либо денежным штрафом, либо сроком заключения до пяти лет.

Согласно данным Eesti Päevaleht, владельцем фирмы OÜ Estikson, которая продала банку несуществующий автомобиль, являлся Юри Рейнумяги (Jüri Reinumägi). Прежняя фирма закрыта, Рейнумяги открыл следующую.

В общей сложности в отделении Авторегистра в Маарду было незаконно зарегистрировано около 60 украденных за границей автомобилей, среди них есть и дорогие.

Поделиться
Комментарии