Это было вызвано снижением добычи горючих сланцев (45%) и спадом в обрабатывающей промышленности (3%). Добыча сланца снизилась из-за низких нефтяных цен на мировом рынке, а конкурентоспособность сектора пострадала в связи с экологическими платежами. Поэтому важно, чтобы правительство как минимум срочно снизило плату за ресурсы, что поддержало бы сланцевую промышленность, а также Ида-Вирумаа, где сланец добывается.

Снижение объемов производства в энергетическом секторе в этом году замедлилось, а по итогам первого квартала был даже отмечен небольшой рост. За этим стоит в основном увеличение производства тепловой энергии, при этом в результате использования более дешёвой электроэнергии из Северных стран, производство электроэнергии в феврале и марте резко снизилось.

Причиной снижения в обрабатывающей промышленности было главным образом падение объемов производства оборудования передачи данных, химической продукции и сланцевого масла, а также объемов ремонта машин и оборудования. Наибольший вклад в рост обрабатывающей промышленности внесли деревообработка и производство электрооборудования. Производство напитков также показало в этом году очень сильный рост, но здесь основная причина — очень низкая прошлогодняя сравнительная база.

Одна из главных причин уменьшения объемов производства в обрабатывающей промышленности — снижение экспорта. В марте экспортный оборот в обрабатывающей промышленности снизился в годовом сравнении на 6%. При этом следует учесть, что частично причиной столь сильного падения оборота экспорта стало снижение цен, и здесь существенного улучшения пока нет. Больше всего снизились экспортные цены на сланцевое масло, продукцию химической промышленности, металлы и напитки. Рост экспортных цен тормозят с одной стороны слабый внешний спрос, с другой — снизившиеся цены на закупаемое сырье.

В марте начали снижаться объемы заказов, которые росли с ноября прошлого года. Снижение вызвано главным образом падением в электронной промышленности, где объём заказов после четырёх месяцев роста упал на целых 19% в годовом сравнении.

Хотя экспортный оборот в обрабатывающей промышленности снижается постепенно, мартовские показатели по-прежнему говорят о неопределенности перспектив. Слабый внешний спрос вкупе со снижением цен и одновременным ростом затрат на рабсилу, снижает рентабельность предприятий обрабатывающей промышленности и тормозит инвестирование.

Длительное снижение инвестиций в машины и оборудование, в повышение эффективности может ослабить конкурентоспособность предприятий и, в конечном счете — снизить потенциал роста экономики Эстонии в целом. Несмотря на то, что риски ухудшения положения в экономике Европы довольно велики, наши основные торговые партнеры ожидают в этом и следующем году роста спроса на импорт, что должно предоставить предприятиям Эстонии больше возможностей для экспорта.

Хотя рост доходов предприятий розничной торговли от продаж и рост объёмов с учетом изменения цен в марте замедлились (по 3% в годовом сравнении), в среднем рост за первый квартал этого года был даже более сильным, чем в последнем квартале прошлого года. Быстрый рост объемов розничной торговли поддерживался за счет хорошего роста зарплат и пенсий при одновременном снижении цен, что существенно увеличило покупательную способность населения. Росту потребления способствуют также низкие процентные ставки по кредитам. По нашим оценкам, в этом году номинальный рост зарплат немного замедлится, а цены начнут постепенно расти. Одновременно снизится и рост покупательной способности населения. Под воздействием ожидающегося ускорения роста цен реальный рост заработной платы в следующем году должен резко замедлиться. Поскольку замедление роста реальной зарплаты ощущается не сразу, это отразится на потреблении с задержкой. Резкого снижения потребления не произойдет, благодаря продолжающемуся повышению пенсий и различных социальных выплат, а также накоплениям населения.

Поделиться
Комментарии