Бывший министр окружающей среды, реформист Яанус Тамкиви, ныне депутат Рийгикогу, оказался в интересной ситуации - ему приходится говорить совершенно противоположные вещи по сравнению с тем, что он говорил раньше. Дало в том, что когда министром был он, то политическая линия в вопросе вывоза мусора была одна, когда же пост заняла Кейт Пентус-Розиманнус, то произошел поворот на 180 градусов, пишет Eesti Ekspress. То, что в свое время Тамкиви называл хорошим, стало плохим, а что было плохим, стало хорошим. Как же так случилось?

"Ну, мы же умнеем", - говорит Тамкиви.

Неуютно себя в этой ситуации чувствует не только Тамкиви. Главы волостей и городов говорят, что так же себя ощущают чиновники Министерства окружающей среды. Десять лет чиновники рассказывали и обучали чиновников местных самоуправлений управлению отраслью экономики, занимающейся отходами, теперь же чиновники (зачастую те же люди) вынуждены рассказывать местным самоуправлениям совершенно противоположное.

Новая коалиция, новая политика

Поворот произошел в прошлом году, когда в коалиционном договоре Партии реформ и СДЭ появился пункт "инициируем реформу организации мусоровывоза, в результате которой у людей сохранилась бы обязанность присоединения к системе мусоровывоза, но появилось бы право выбирать поставщика услуг". Тему подняла именно Партия реформ, похожий пункт содержится и в предвыборной программе партии. По сути это означает, что если сегодня договор с фирмой по вывозу мусора заключает с волостью или городом, то с вступлением в силу нового закона фирмы заключали бы договор напрямую с потребителем, товариществом или владельцем дома.

Сторонники поправки утверждают, что таким образом возникнет конкуренция, люди смогут выбирать, а цены снизятся. Оппоненты возражают, что если клиентом станет простой человек, а не крупное самоуправление, то сила будет на стороне предприятия по вывозу мусора, а цены наоборот вырастут. Если речь идет о создании свободной конкуренции, то почему самыми горячими сторонниками этого плана являются два крупнейших предприятия по вывозу мусора в Эстонии - Ragn-Sells и Keskkonnateenused, задаются вопросом критики. Действительно ли нынешние лидеры рынка хотят, чтобы рынок стал открытым, если им от этого никакой выгоды не будет?

В этом вопросе Тамкиви партийную линию не поддерживает. По его словам, Ragn-Sells и Keskkonnateenused поддерживают поправку к закону, так как надеются таким образом повысить цены. Тем не менее, нынешние работники министерства, однопартийцы Тамкиви, обещают противоположное.

Засекреченное исследование

Министерство окружающей среды направило проект поправок к Закону об отходах на согласование в декабре. Документ подписал министр Мати Райдма, поправки же были подготовлены еще во времена Кейт Пентус-Розиманнус. Согласно законопроекту, местные самоуправления более вопросом заниматься не будут, вопросы с жителями фирмы по вывозу мусора будут решать напрямую. К тому же фирмы смогут сами определять, как поступать с мусором дальше, и слова у клиентов или местных самоуправлений не будет. Помимо всего прочего, в законопроекте говорится, что фирмы смогут менять цену на вывоз каждые 12 недель.

Все шло, как запланировано вплоть до заказа анализа законопроекта у Таллиннского центра Стокгольмского экологического института. В исследовании, проведенном старшим экспертом Харри Моора, законопроект разбит в пух и прах по пунктам, говорится о том, что он негативно отразится на окружающей среде и повысит цены для потребителей. Моора запретили говорить об этом исследовании посредством договора о конфиденциальности. Само исследование по сути засекретили.

К настоящему моменту исследование было сделано публичным на странице Министерства окружающей среды. По словам юриста Карри Гинтера, им удалось в результате долгих споров добиться того, чтобы министерство убрало определение "для служебного пользования".

Не согласовало законопроект и Министерство финансов под руководством реформистки Марис Лаури и также разгромило его по пунктам.

Выборы через несколько недель. Ясно то, что до выборов закон изменить не успеют. Политическая линия в этом вопросе будет зависеть от того, как распределятся голоса 1 марта.

Поделиться
Комментарии