Тем временем инвестор, одобренный правительством для спасения последней в Прибалтике авиакомпании, по неофициальной информации, собирается продать Латвии российские самолеты Sukhoi SuperJet.

Сегодня airBaltic осуществляет более 60 рейсов из аэропортов Латвии, Литвы и Эстонии. Флот авиакомпании насчитывает 25 самолетов; в 2014 году она перевезла 2,8 млн пассажиров. Отчасти благодаря airBaltic Рига стала общебалтийским хабом - по крайней мере, в компании считают именно так.

Одна проблема: уже не первый год компания работает с отрицательным капиталом, денег не хватает даже на оплату уже взятых обязательств, не говоря о дальнейшем развитии.

В конце 2011 года правительство провело национализацию 49% акций частного инвестора, с тех пор airBaltic на 99,8% принадлежит государству.

Чемодан без ручки

Правительство уже вложило в капитал airBaltic более 50 млн латов (70 млн евро), однако этого оказалось недостаточно. Вкладывать дальше нельзя по двум причинам. С одной стороны, Еврокомиссия может посчитать такие вливания господдержкой, а это требует отдельного согласования.

С другой стороны, речь идет о деньгах налогоплательщиков, которым сложно понять, почему государство в очередной раз вкладывает миллионы в бизнес-проект вместо того, чтобы повысить пенсии. А не спасать airBaltic означало бы потерять последнего в регионе перевозчика и все уже вложенные в него деньги.

Выход один - привлечение инвестора.

Поиски такового начались еще в 2011 году, когда правительство заключило договор с инвестиционной компанией Prudentia.

Пока шли поиски, компания продолжала пытаться развиваться, в том числе за счет расширения флота. В 2012 году был объявлено о намерении приобрести 20 самолетов Bombardier CS300, тогда же был заплачен аванс.

В СМИ фигурирует цифра 15 млн евро, однако в компании ее не комментируют. В этом году стало понятно, что помимо дыры в основном капитале у компании есть еще и горящие обязательства перед производителями заказанных бортов, покрывать которые нечем.

Компания Prudentia тут же объявила о том, что нашла инвестора - единственного, кто оказался в состоянии сделать выгодное для государства предложение. Оно заключается в том, что инвестор вкладывает в капитал airBaltic 52 млн евро (в обмен на 20% акций), государство дает кредит еще на 80 млн - этого хватает на оплату заказанных самолетов и покрытие дыры в основном капитале.

Тогда же неофициально стало известно о том, что инвестором является немец Ральф Дитер Монтаг-Гирмес.

"Политический бардак"

Потом началось то, что глава airBaltic Мартин Гаусс во время последней пресс-конференции назвал политическим бардаком.

В сентябре бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс назвал инвестора неблагонадежным и уговорил правительство расторгнуть договор с Prudentia, которая представляла его интересы. Это и было сделано.

Через месяц оказалось, что ситуация в airBaltic лучше не стала: компании в срочном порядке требовались финансовые вливания, а других желающих кроме Монтаг-Гирмеса не появилось. В октябре правительство снова передумало, восстановило сотрудничество с Prudentia и одобрило договор с Монтаг-Гирмесом. Министра сообщения Анрийса Матисса отправили в отставку решением премьер-министра.

Как стало известно позже, он до последнего момента настаивал на отказе от сотрудничества с немецким инвестором. По версии Матисса, государству следовало самостоятельно вложить в компанию 75 млн. Против такого варианта выступало министерство финансов, которое опасалось санкций со стороны Еврокомиссии.

Еще через день глава фракции премьерской партии Солвита Аболтиня объявила о том, что в отставку готова уйти сама премьер-министр Лаймдота Страуюма. Со своей стороны Страуюма заявила, что такой вопрос не стоит в повестке дня.

Еще через несколько дней Солвита Аболтиня сказала, что партнеры по коалиции уже не поддерживают утвержденную правительством схему сотрудничества с инвестором и, возможно, придется искать новое решение. Одна из коалиционных партий "Национальное объединение" отказывается поддержать сделку из-за обнаружения в этой истории следов именно российской авиации.

"Суперджеты" и шпионский след

Так или иначе, другого варианта как сотрудничать с неблагонадежным (по словам экс-министра сообщения) немецким инвестором, у Латвии сейчас нет. Однако ни общественность, ни политики толком не знают, на каких условиях это сотрудничество будет протекать.

Договор акционеров не подлежит разглашению, однако некоторая информация настойчиво циркулирует - частично в СМИ, частично в деловой среде. Согласно этой информации, инвестор готов вложить свои 52 миллиона, получить 20% акций компании, а airBaltic со своей стороны обязуется купить у него пять самолетов Sukhoi SuperJet российского производства.

Во время пресс-конференции глава airBaltic Мартин Гаусс подтвердил, что недавно компания пересмотрела свой бизнес-план и решила купить еще и пять региональных самолетов. Произошло это аккурат после того, как стало известно, что Монтаг-Гирмес становится потенциальным инвестором.

Правда, менеджмент авиаперевозчика отрицает, что бизнес-план был пересмотрен именно для приобретения российских самолетов SuperJet. Там, правда, не отрицают, что российские самолеты подходят под планы airBaltic.

Кроме того, латвийское телевидение сообщило, что договор акционеров предоставляет инвестору почти эксклюзивные права на поставку бортов для расширения флота: то есть, если airBaltic захочет купить региональные самолеты, то сначала она должен спросить, нет ли таких самолетов у немецкого инвестора. Если есть, то покупать надлежит через него.

Сам Монтаг-Гирмес во время пресс-конференции отрицал какую бы то ни был связь с самолетами SuperJet, указывая на то, что переговоры с airBaltic велись совершенно независимо от их желания расширять флот за счет небольших бортов.

Он также отрицал, что получает финансирование из каких бы то ни было источников, попавших под европейские санкции против России, - именно такие опасения циркулируют в Латвии. По словам Монтаг-Гирмеса, все 52 миллиона - его личные сбережения. Что касается латвийских опасений, то, в прессе уже звучала информация о том, что спецслужбы могут заблокировать сделку, если выяснится, что она имеет отношение к компаниям или людям из санкционного списка.

Между тем, известно, что под западные санкции против России не попадает производитель SuperJet - компания "Сухой", зато попадает ее материнская компания - Объединенная авиастроительная корпорация.

Монтаг-Гирмес отрицал связь со спецслужбами - российскими или германскими. Именно это приписывают ему в российских СМИ: дескать, Монтаг-Гирмес появился в России еще в начале 90-х в качестве финансового консультанта. Позже он стал замначальника Российского приватизационного центра, однако для начала, если верить Рунету, проинформировал компетентные органы о своем пребывании в штате военной разведки Германии.

Позже его имя неоднократно упоминалось в качестве персоны, представлявшей интересы российской авиации за рубежом. Монтаг-Гирмесу принадлежит консалтинговая компания ARQ, которая работала с такими клиентами как "Газпром", "Итера", "Инвестбанк", "Ильюшин Финанс Ко". Последняя, кстати, на 50% принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входит производитель самолетов Sukhoi SuperJet.

Поделиться
Комментарии