Объем промышленной продукции увеличивается, но масштабного роста не видно

Последние два месяца, на первый взгляд, свидетельствовали о положительных сдвигах в сфере промышленности. А именно: индекс объема промышленного производства, измеряющий продукцию промышленных предприятий в неизменных ценах, рос как в июле, так и в августе. Правда, рост был довольно скромным: 2% в июле и 1% в августе, однако примечательным именно потому, что до сих пор индекс постоянно снижался с мая прошлого года. К сожалению, этот рост не является отражением масштабного улучшения положения дел в промышленности — он был обусловлен увеличением производства электроэнергии. Если в первом полугодии производство электроэнергии удерживалось на уровне 2015 года, то в июле и августе объем производства вырос в годовом сравнении более, чем на треть. Точнее говоря, восстановился нормальный объем производства летних месяцев, который в минувшем году из-за потребления импортируемой электроэнергии был рекордно низким. В июле и в августе притормозилось также снижение объемов производства в горной промышленности, достигавшее в первом полугодии 30%. Добыча горючего сланца в августе по сравнению с прошлым годом даже увеличилась, тогда как в торфяной промышленности объем добычи составил четверть от прошлогоднего.

В обрабатывающей промышленности быстрого роста объема производства, к сожалению, не отмечалось. Если в июле индекс объема производства в обрабатывающей промышленности подрос на один процент, то в августе он снизился на 0,8%. Среди отраслей обрабатывающей промышленности глубокий спад по-прежнему переживает производство химпродуктов и химикатов, сократившееся в августе по сравнению с тем же месяцем прошлого года на треть. Вопреки ожиданиям в последние месяцы продолжилось и снижение объемов производства в электронной промышленности, дающей примерно 15% от всего промышленного производства Эстонии. Объемы промышленного производства существенно снизились в последние месяцы и в связи с уменьшением производства топливных масел, а также машин и оборудования.

Как и ранее, объем производства обрабатывающей промышленности поддерживается за счет деревообрабатывающей промышленности, где за первые восемь месяцев нынешнего года объем продукции увеличился более чем на 4% по сравнению с прежним. Успех деревообрабатывающей отрасли стал возможен благодаря способности предприятий воспользоваться быстрым ростом экономики, в том числе строительного рынка, соседней Швеции. Быстрый прирост численности населения способствовал увеличению инвестиций как домохозяйств, так и государства в жилплощадь. На волне строительного бума экспорт древесины из Эстонии в Швецию увеличился в нынешнем году почти на 20%. Поскольку для нового жилья необходима и обстановка, то растущий спрос в Швеции помог нарастить объемы производства также в мебельной и текстильной промышленности, где за первые восемь месяцев текущего года они увеличились, соответственно, на 7% и на 14%. Весьма успешным выдался 2016 год и для производства электрооборудования, гле средний рост объема производства достигает 9%. Среди крупных отраслей увеличить на 7% объем производства удалось также производителям прицепов.

Индекс новых заказов в обрабатывающей промышленности быстрого роста в ближайшем будущем не предвещает. Если в июле индекс снизился на 5%, то в августе он вырос на 3%. Значительно увеличились заказы в текстильной промышленности, промышленности электрооборудования и электронной промышленности. В то же время в электронной промышленности уже в течение последних трех месяцев происходит рост заказов, однако на реальном увеличении объема производства это не отражается. Какое влияние окажет реорганизация ведущего шведского производителя электроники на оборот здешней производственной единицы, выяснится, очевидно, в следующем году. Тем не менее исследования бизнес-конъюнктуры отражают определенное повышение оптимизма в промышленном секторе, что, по всей вероятности, проявится и в реальном росте объема производства осенью.

Увеличение производственных мощностей или повышение прибавочной стоимости?

В последнем экономическом обзоре Банка Эстонии обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на низкий экономический рост и застой в области промышленного производства, у эстонских предприятий нет реальных больших излишков производственных мощностей. Согласно исследованиям конъюнктуры, уровень использования производственных мощностей в обрабатывающей промышленности составил в третьем квартале нынешнего года 75%, что близко к исторически среднему показателю. Добавив к этому высокий уровень занятости, можно сказать, что экономика близка к потенциальному объему производства. Следовательно, для удовлетворения большего спроса необходимо повышать уровень занятости, увеличивать инвестиции или учиться лучше использовать имеющиеся ресурсы.

Низкий уровень безработицы и консервативное отношение государства к трудовой миграции не позволяют рассматривать дополнительную рабочую силу в качестве источника, за счет которого может быть обеспечен рост. Ввиду низкой по сравнению с более зажиточными государствами производительности, этого нельзя себе и позволить. Экономический же рост последних лет основывался как раз на увеличении занятости, вследствие чего рост производительности труда был небольшим, а в прошлом году даже с минусом. Производительность можно повысить за счет инвестиций, а также умения лучше использовать имеющиеся возможности. Недавний анализ Банка Эстонии подтверждает, что, хотя за последние 10 лет производительность и повысилась на 18%, это достигнуто почти целиком за счет инвестиций или, например, новых машин, позволяющих производить больше и быстрее. Мистическая ”полная факторная производительность” (total factor productivity), или умение создавать больше прибавочной стоимости при помощи сметливого использования имеющейся рабочей силы и основного имущества, согласно анализу центробанка даже снизилась. Попросту говоря, мы способны при помощи новых машин эффективнее производить ту же дешевую продукцию, но мы не повысили стоимости продукции. Поэтому наряду с новыми инвестициями не менее важен вопрос, может ли предприятие производить более дорогую продукцию или продавать ее на рынках, где за товар готовы были бы платить больше. Коротко говоря, попробуем ли мы производить по возможности дешевле или продавать по возможности дороже?

Поделиться
Комментарии