Рост экономики Эстонии во втором квартале составил 0,6%. В чем же проблема?

Руководитель LHV Group Эркки Раазуке сказал в интервью Eesti Ekspress, что не видит, чтобы с экономикой Эстонии было что-то не так. По его словам, мы предприняли, зачастую, даже очень оперативно, важные шаги: например, присоединились к ЕС.

”Все эти вещи сделаны, но теперь не осталось никаких легких шагов, мол, введем этот налог или возьмем этот кредит, и это подбросит нас на уровень пяти- или десятипроцентного экономического роста”, — пояснил Раазуке.
Мы понимаем, что развития нет, но мы его ”заказываем” правительству

Он отметил, что инвестиции у нас пропорционально распределились в камне, стекле, строительстве объектов, но меньше пошло на развитие наук, а также на инновации. По словам Раазуке, нас ограничивает способность делать сложные вещи: ”Я не хочу сказать, что ситуация плохая, но сегодня мы должны больше прилагать интеллектуальных усилий, чтобы стать умнее, чтобы двигаться дальше”.

”Говоря упрощенно: после экономического падения мы стали ”заказывать” вещи у правительства, хотя раньше ”делали” их сами. Если идет дискуссия о росте экономики, то в четырех случаях из пяти будут звучать проклятия в адрес правительства и премьер-министра. Это значит, что наше общество находится в затруднительном положении. Мы понимаем, что развития нет, но мы его ”заказываем”, — рассуждает глава LHV Group.

Он считает также, что, хотя популярно говорить о налоговых реформах, в широком плане это не кажется ему в ближайшее время вероятным: ”Многие аспекты касаются рынка рабочей силы, свободного передвижения людей. Но это все скорее коррекция. Нет одной такой большой реформы, которая помогла бы нам в 3-5 лет продвинутся дальше”.
Мы могли бы улучшить экономический рост и условия жизни, если бы качество управления улучшилось

”Мы находимся в относительно свободном пространстве, — продолжает он. — Капитал, то есть деньги, есть. Инструменты есть, но не умеют ими достаточно хорошо пользоваться. Властвует замешательство. Можно много говорить о разных вещах от системы образования до не знаю, чего еще, но в общем плане происходит так: если группа людей в замешательстве и не знает, как двигаться дальше, то помогает управление”.

"Это гипотеза, но я думаю, что мы могли бы улучшить экономический рост и условия жизни, если бы качество управления улучшилось. Та точка, когда мы должны были бы прийти к своим правителям и где определенная критика обоснована”, — уверен Разуке.

Он пояснил это так: у премьер-министра Таави Рыйваса не стоит спрашивать о том, почему у нас нет 5-процентного роста экономики, а почему они в правительстве — в самой заметной команде Эстонии — поступают так, эдак или иначе. "Почему вы ежедневно грызетесь? Почему вы не способны претворять дела в жизнь? Почему если вы однажды договорились, то на другой день соглашение не действует? Почему дела не делаются, почему мы не можем сделать так, чтобы между материком и островами передвигалось четыре парома? Конечно, премьер-министр не может отвечать за поведение всех министров, но хороший или плохой результат ложится на его плечи как на главу команды".

”Если мы хотим расти, то с нынешним качеством управления сложно будет достичь быстрого роста. Если в одну комнату посадить десять глупцов, то ничего хорошего не выйдет. А посадить пару сообразительных и остальных — не таких сообразительных — вместе, и эти не самые умные начнут развиваться с великолепной скоростью. На самом деле это азбука теории организации”, — привел пример Раазуке.

”Когда мы говорим об экономическом росте, то мы говорим о Таллинне и Харьюмаа, но на сегодня у нас за плечами десять лет конфликта между правительством и самоуправлением нашего самого большого города”, — добавил он. ”Это сложно квалифицировать, но влияние отношений Таллинна и государства огромно. Скоро у нас закончится приток капитала благодаря ЕС, который случается раз в сто лет. Насколько лучше мы бы смогли его использовать, чтобы усилить и развить наш самый главный центр развития экономики — Таллинн! Десятилетнее противостояние верхнего и нижнего города — одна из самых больших неудач наших политических руководителей”.
Нам больше не нужны исключительно деньги. Нам нужно то, что в голове

С инвестициями тоже не все просто. По словам Раазуке, когда международные корпорации искали себе место для размещения бэк-офисов, то мы им ответили, что у нас единая налоговая система, и мы не идем на сделки. Но Литва на сделку пошла и сделала исключения, и результатом стало то, что если в регионе повсеместно иностранное присутствие сокращается, то в Литве — растет.

У Литвы есть соответствующий Налогово-инвестиционный пакет. ”Сейчас это целая ветвь производства: бэк-офисы, бухгалтерия, администрирование документации. Тысячи белых воротничков получают работу, и сфера растет”, — сказал Раазуке. Он констатировал, что для нас этот поезд ушел. Если вначале этими процессами заправляли датчане и британцы, то на сегодня процессы уже в руках местных.

При этом он отметил: ”Нам больше не нужны исключительно деньги. Нам нужно то, что в голове”.

”Суперпример плохого управления — это госпредприятия, близкая мне тема. Снова стоит взглянуть на юг. Раз или даже пару раз в неделю в почту приходят сообщения о том, что кто-то ищет в Латвии и Литве англоязычного члена совета для местного госпредприятия. Вау! Вот так”, — возмущен и удивлен Раазуке.

Он уверен, что в Эстонии проблема не в деньгах, вот, например, у Кассы по безработице есть резерв. Но ”у налогоплательщика берут деньги, и тогда приходит государство со своим прекрасным управлением и предлагает нам услуги, которые нам не нужны”.

Поделиться
Комментарии