"Мы производим 2% эстонского молока в день. До 18 августа все наше молоко идет в Литву на молочный комбинат "Рокишкио". В ближайшие дни должно проясниться, кому мы дальше будем свое молоко продавать. В Литву мы его направляли с этой весны. До этого 19 лет каждый день поставляли его фирме Tere", — рассказал Теэвет. На его ферме 1300 коров, и они производят 43-44 тонны молока в день.

В докризисные времена из Эстонии в Литву направляли 600-700 тонн сырого молока в день. После кризиса — крупные биржевые кампании стали расторгать договоры с латвийскими и эстонскими фирмами.

В Эстонии нет смысла 600-700 тонн молока в день превращать в йогурт, сыр или еще как-то перерабатывать — не найдется столько народу, чтобы все эти продукты съесть. Если молоко перерабатывается в порошок или масло, то в таком случае можно получить поддержку от Евросоюза. Но это займет значительно больше времени, чем получение платы за продукцию от молочного комбината.

В Эстонии порошковое молоко можно делать на заводе Tere в Пыльва и комбинате E-Piim. Компания Tere уже с прошлой недели готова принять большие, чем ранее, объемы молока.

Теэвет заверил, что его фирма готова к "кризисной ситуации", и ни одного кредита брать не планирует, как и не намерена сокращать число работников или размеры зарплат.

Он удивляется тому, какой шум подняли местные производители сельхозпродукции. По словам Теэвета, нужно быть готовым к тому, что ни один рынок не может быть вечным, нужно быть готовым к падениям и переменам. Он считает, что сейчас цены таковы, что стоит производить молочный порошок и продавать его на более отдаленные рынки. Да и спрос есть.

Владелец молокозавода Tere Оливер Крууда сказал, что продукция эстонских производителей молока годами имела самые высокие цены. Местами производства даже платили им за молоко цену выше, чем сельхозпроизводителям, к примеру, Франции.

"И теперь, когда стало вдруг несколько сложнее, и нужно начать интересоваться, куда и зачем продавать свое молоко, такой вой поднялся", — возмутился Крууда. Более того, он считает, что европейские пособия в целом испортили рынок и производителей сельхозпродукции.

"Пособия — от лукавого! Они портят рынок, наносят вред. На откормленном пособиями рынке не заключить честных сделок. В любом случае, лучше вести дела своим умом, на своем опыте и со своим капиталом. Не получится, тогда утонешь. Это естественный отбор. Обычный бизнес-риск. Если не утонешь, то дальше будешь вести дела успешнее", — рассуждает Крууда.

Действительно, согласно статистике, производители молока в Эстонии за последние годы накопили значительный "запас прочности", чтобы пережить кризисные времена. Также многие крупные производители молока получают европейские пособия. Производство тонны молока в последнее время обходилось им в 250-300 евро (в зависимости от размеров фермы и ее финансовых обязательств). Поэтому, например, Теэвет не видит ничего фатального в закупочной цене в 280 евро за тонну.

Поделиться
Комментарии