По удивительной традиции, крупные гарантии не отражены в ежегодном балансе Банка Эстонии. Другими словами, этих дорогостоящих обещаний до сегодняшнего дня в глазах Эстонии не существовало.

Хотя сейчас неизвестно, использовались ли и в каких целях эти гарантии, но провалившийся за границей бизнес мог стать смертельным ударом для Банка Эстонии и всей молодой республики. Для сравнения: объем баланса Банка Эстонии в 1995 году составлял 7,4 миллиарда крон.

Поскольку гарантии банка действовали до 2004 года, сейчас в бухгалтерской отчетности банка уже невозможно найти какую-либо информацию об этом.

"Мы, Банк Эстонии, гарантируем, что выдаем банковскую гарантию в размере 100 миллионов долларов США 12 декабря 1994 года", — так начинается документ, подписанный Сиймом Калласом 9 декабря 1994 года. Этот документ по факсу был отослан в Швейцарию.

На том же документе Каллас добавляет, что гарантии осуществляют Леонид Апанански, который, кстати, фигурировал в известной скандальной сделке о покупке военного оружия для Эстонии в Израиле, и некий Михаил Куннингам. Согласно документу, оба представляют Банк Эстонии.

Среди прочего, в письме гарантируется, что при необходимости сумма будет выплачена в полном объеме и без каких-либо вычетов, и что данный документ действует до 15 декабря 2004 года.

Такая гарантия для молодого Банка Эстонии была чрезвычайно большая. На тот момент в переводе на кроны сумма составляла более 1,3 миллиарда эстонских крон. Для сравнения: по состоянию на 1995 год, баланс Банка Эстонии составлял 7,4 миллиарда эстонских крон. Доходы государства — чуть более девяти миллиардов крон.

Гарантия не означала, что Банк Эстонии должен потратить или выплатить 100 млн долларов. Это означало, что в случае, если сделка, на которую была выдана гарантия, провалится, то Банк Эстонии должен будет ее компенсировать.

В случае, если бы пришлось эти деньги выплачивать, то для Эстонии это было бы подобно смертельному удару.

Соответствует ли действительности то, что тремя днями позже Каллас подписал другие гарантии на миллиарды или перенес их, например, на 1995 год, сейчас об этом Eest Päevaleht утверждать не может.

Однако редакция располагает другим документом, который был подписан в середине января 1996 года. Документ был направлен в швейцарский банк Swiss Bank Corporation (SBC), который на данный момент является третьим по величине в Швейцарии.

В этом документе идет речь о фактических гарантиях и в прошлом времени.

В документе, который был отослан по факсу в кредитный отдел SBC, советник по юстиции Сийма Калласа подтверждает, что Банк Эстонии выдал 10 гарантий, стоимостью 10 миллионов долларов каждая. Всего в общей сложностью — 100 миллионов долларов.

Интересно, что спустя 20 лет о сделке на 100 миллионов долларов никто не помнит. Нынешний президент Банка Эстонии Ардо Ханссон, который в середине 1990 годов входил в правление банка, сказал вчера изданию, что во второй половине 1994 года и в начале 1995 года данная тема на собрании правления не обсуждалась.

По просьбе Eesti Päevaleht вчера Банк Эстонии пересмотрел весь архив банка за тот период. Никаких копий или оригинальных документов в бухгалтерской отчетности на эту тему найдено не было.

Поделиться
Комментарии