Их законно построенные на официально выделенных участках дома в одночасье объявили опасным самостроем из-за близости к магистральным трубопроводам. ”Лента.ру” попыталась разобраться, почему ветераны и многодетные семьи вынуждены расплачиваться за ошибки местных властей и халатность трубовладельцев.

Сироты казанские

Несколько лет назад поселок Салмачи попал в черту города Казани, и там стали выделять участки под строительство жилых домов с возможностью регистрации. Многие казанские семьи рассматривали этот вариант как способ улучшить жилищные условия: брали кредиты, продавали квартиры. Но в сентябре-октябре 2015 года они начали получать письма о том, что их участки и дома находятся в опасной близости от магистрального газопровода. Потянулись судебные тяжбы с каждым из собственников по отдельности. Требования максимально жесткие: снести все за свой счет, никаких компенсаций.

”Три судебных решения о сносе вступили в силу. Одно из дел дошло до Верховного суда РФ, — рассказал ”Ленте.ру” адвокат Альберт Федоров. — Всем этим домам ранее властями были предоставлены адреса, там официально подключен свет и газ”.

По словам Федорова, проблемы у жителей начались после того, как в 2015 году Гостехнадзор проверил деятельность эксплуатирующих организаций ”Газпром Трансгаз Казань”, ”Нижнекамск Нефтехим” и нашел дома в минимально допустимой зоне от магистральных трубопроводов. В отношении указанных компаний были выписаны предписания о штрафах.

Рискованное соседство, но до апреля 2016 года, по словам Федорова, участки в поселке никаких обременений не имели — ни в кадастре, ни в Росреестре.

Как оказалось, СНИПы с охранными зонами действуют еще с 1960-х годов, но до недавних пор, по словам собеседника ”Ленты.ру”, на них не обращали внимания даже эксплуатирующие организации. То есть речь идет о банальной халатности.

Хозяева казанских ”самостроев” и их представители полагают, что правильным решением сейчас может быть перенос магистральных трубопроводов за черту города, тем более что такое требование содержится в тех же СНИПах, устанавливающих охранные зоны. ”Трубы были проложены еще в 60-е, и срок их эксплуатации, по хорошему, давно истек. Но легче, конечно, его постоянно продлевать, чем провести полноценную реконструкцию”, — говорит адвокат.

Рядом с магистралями установлены столбы с указанием 25-метровой охранной зоны. ”Люди опирались на эту цифру и даже удваивали расстояние при проектировании домов. Почему нельзя было там же указать, что строительство запрещено в 150-метровой зоне?” — негодует Федоров.

Однако в горисполкоме Казани заявили, что разрешения на строительство на этих участках не выдавались, якобы права собственности на построенную там недвижимость жильцы оформили по ”дачной амнистии”, то есть упрощенным порядком.

С подобными проблемами столкнулись сейчас, по словам Федорова, жители многих регионов страны: Московской области, Дагестана, Пермского края, Омска, Воронежа, Тамбова.

Газпромовский самострой

Указания о 150-метровой зоне, к примеру, недавно появились на магистралях в Сергиево-Посадском районе Московской области. Об этом рассказали ”Ленте.ру” жители расположенных рядом садовых товариществ. Они считают, что эта наглая ”приписка” дала старт кампании по сносу дачных домов.

”Нашему СНТ "Приозерный" в этом году исполнилось 50 лет! Участки и домики на них появились в 1960-х, а магистраль проложили в 1970-х, к тому же с отклонениями от проектного маршрута”, — рассказывает пенсионерка Инна Денисова. Выяснилось также, что длина магистрали на данном участке должна была составлять 17 километров, а по факту — 11. Куда делись шесть километров трубы — неизвестно, но дачники уверены, что она должна была пойти в обход СНТ, и тогда у его жителей не возникло бы никаких проблем.

Активные члены товарищества провели настоящее расследование: изучили документацию и даже нашли свидетелей — ответственных работников совхоза, по землям которого прокладывали трубу. Эти люди обсчитывали потери, которые понесет сельхозпредприятие.

”А газовщики вообще принесли в суд план другого трубопровода. Просто перепутали или не нашли нужные, а может, специально подлог совершили. Но главное, что эти документы у них все равно приняли, — рассказывает Денисова. — Если же разобраться, то у эксплуатационной организации нет ни одного нормального правоустанавливающего документа. По сути газовая магистраль эта и есть самый настоящий самострой”.

К проблеме уже подключались известные общественные деятели. Так, этим летом глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Московской области Анатолий Кучерена собрал круглый стол в Хотьково (где тоже нашли подлежащие сносу дома) с участием министра энергетики Московской области и представителя ”Газпрома”. ”Моя позиция основывается на том, что люди не виноваты, они здесь не при чем. Понятно, что "Газпром" должен совершенствовать свои объекты, мы все это прекрасно понимаем. Но есть альтернативные решения, которые могут устроить обе стороны”, — поделился с ”Мослентой” своей позицией известный адвокат.

”По результатам этого совещания был объявлен мораторий на судебные процессы до выработки некоего решения, но через два дня в суде появились новые иски”, — говорит Инна Денисова.

В СНТ ”Приозерное” сносу подлежат 23 дома. ”Среди тех, кто должен самостоятельно снести свои дома, участники войны, почетный учитель России, многодетный отец, заслуженный врач России, — перечисляет активный член товарищества Лариса Филатова. — Суд проиграла женщина, труженик тыла, и теперь эта 80-летняя бабушка должна своими руками разобрать свой дом и вывезти его с территории товарищества. Что же это делается? За что они воевали?!”

С аналогичной ситуацией, то есть когда трубопроводы тянули по территории уже существовавших поселков, столкнулись жители Пермского края и Дагестана.

”У нас речь идет о магистральном нефтепроводе, который появился в 2000-е годы, — рассказала Татьяна Проценко, представляющая деревню Адищево Пермского края и четыре жилых микрорайона Перми. — Когда его еще строили, жители пытались как-то сопротивляться, оспорить это строительство. Но нефтяники прикрылись судебной экспертизой, согласно которой нефтепровод не представляет угрозы и охранной зоны не имеет. Не имеет охранной зоны! Это заключение судебной экспертизы”.

Спустя годы в этом трубопроводе увеличили давление и температуру подачи нефти. Из-за этого расположенные рядом дома теперь подлежат сносу, участки же у жителей не отбирают. ”Нам разрешают там выращивать картошку, — возмущается Проценко. — То есть на грядках нам гореть можно, а в своих домах — нельзя”.

”В Дагестанских судах рассматривается около трехсот исков о сносе домов возле трубопроводов. Конкретно в нашем случае речь идет о 16 домовладениях в селе Османюрт Хасавюртовского района”, — рассказал ”Ленте.ру” Зелимхан Закариев. — В 1988 году были выделены земельные участки. Районный архитектор выдал разрешение на строительство домов. На наших глазах уже проложили газопровод с отклонением от утвержденного проекта — прямо через населенный пункт”.

По словам Закариева, в суде его односельчанам сразу и безапелляционно заявили: ”Нам сказали вас сносить”. Среди тех, кто лишится жилья, — инвалиды и дети. Однако османюртовцы сдаваться не собираются.

Плата за чужие мечты

”25 лет назад мы с ныне уже почившем мужем, как военные, получили землю в аренду на 50 лет, — рассказывает еще одна подмосковная дачница и пенсионерка Татьяна Анпилова. — Затем выкупили. С 2010 года она у меня в собственности. Там было болото, рядом высоковольтка. Все было законно. Приезжали представители сельсовета, проверяли, чтобы мы не нарушили границу выделенной территории. Архитектор одобрил строительство. Все делали своими силами, ночевали во времянке. Для постройки дома я взяла в долг 500 тысяч рублей”.

Столбик с указанием об опасном трубопроводе появился в 25 метрах от дома Анпиловой за месяц до судебного решения о принудительном сносе. В ходе разбирательства Анпиловой пришлось заказать экспертизу. Она нашла организацию, которая провела бы ее за 40 тысяч рублей, но суд настоял на том, чтобы исследование провела другая, ”более надежная” фирма. И пенсионерке пришлось заплатить 95 тысяч.

”А еще адвокату плати. И пошлину в шесть тысяч рублей за судебные издержки”, — жалуется Анпилова. Она больше всего поражена не столько тем, что никто и не заикается о компенсациях, сколько тем, что сносить свой дом ей придется за свой же счет.

”Ну хорошо, нам, девяти людям, живущим рядом с трубовопроводом, землю выдали по ошибке 25 лет назад. Но я не понимаю, чем провинились жители соседней деревни Алексино, которой скоро 200 лет. Там тоже дома идут под снос. Как же они так магистраль прокладывали?” — недоумевает пенсионерка.

Анпилова готова получить компенсацию и бросить этот участок с домом, раз уж он расположен в опасном месте, но надежд на подобный исход дела практически нет.

”Я не доктор и не юрист, а обычный мастер с завода, — рассказывает житель подмосковного СНТ ”Аксеново” Денис Гришин. — Не могу я разобраться во всех тонкостях, но имею на руках легальные документы на право пользования своей землей. У меня зарегистрированный властями дом. И если это чья-то ошибка, а именно администрации Раменского района, то почему дом отнимают у меня, а не у них?”

В июне та самая Раменская райадминистрация пояснила председателю СНТ ”Аксеново”, что к ее полномочиям не относится ”защита нарушенных прав и свобод граждан”. В компетенцию местных властей также ”не входит урегулирование споров между гражданами и организациями”. А еще там заметили, что ”снос законно возведенных объектов недвижимости, находящихся в собственности, осуществляется по решению суда”. Как говорится, умыли руки.

Cнести или перенести

Пенсионер Александр Щенников — едва ли не единственный домовладелец, выигравший суд против ”Газпром Трансгаз Нижний Новгород” в первой инстанции. ”В решении было написано, что истец не может доказать виновность ответчика”, — отмечает он. Но счастье садовода продлилось недолго. Вышестоящий суд взял сторону газовщиков.

”В 2014 году нашел на сайте "Газпром Трансгаз Москва" письмо от жителей Барвихи гендиректору компании с вопросом о возможности строительства рядом с магистральным трубопроводом, — вспоминает Щенников. — Им ответили, что если использовать длинные трубы, ксеноновую сварку, заключить магистраль в специальный кожух, то можно будет возводить дома хоть в нескольких метрах от нее”.

Пенсионер предложил аналогичное решение проблемы эксплуатирующей организации, с которой судился, узнав о грядущей реконструкции магистрали, а еще спросил о возможности переноса трубопровода или его обнесения земляным валом — это известный способ ограждения особо опасных объектов. ”Но, похоже, такого рода решениями там заниматься не хотят, проще в суд”, — сетует Щенников.

В воскресенье, 21 августа, на митинге в Москве произошло объединение инициативных групп дачников и хозяев жилищ, вступивших в конфликт с газовщиками и нефтяниками.

”Мы хотим пользоваться своей землей и находящимся на ней имуществом, — заявил один из организаторов митинга Виктор Савушкин. — Выход из ситуации видится такой: добросовестным и законопослушным собственникам, ставших заложниками ошибки эксплуатационных служб и местных властей, нужно хотя бы выплатить компенсации. А если эта сумма будет превышать стоимость переноса трубы, целесообразно было бы, наверное, перенести ее”.

Родина слышит

Информация о конфликте газовщиков и дачников дошла до Кремля. ”Безусловно, обстоятельства везде разные, в каждом конкретном случае. Пока, наверное, не стоит говорить о каком-то массовом характере”, — прокомментировал ситуацию ”Интерфаксу” пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Однако, по данным самих газовщиков, в стране более 32 тысяч сооружений находятся в опасной близости к трубопроводам. И кое-где представители компании уже идут на компромисс.

Так, в правительстве Вологодской области в среду, 23 августа, заявили, что ”Газпром” собирается отказаться от требования снести четыре сотни домов в Тотьме и Череповце, расположенных рядом с газопроводом, передает ТАСС.

Решение было принято на встрече начальника департамента компании Владимира Маркова с замгубернатора Андреем Луценко. В следующие два года ”Газпром” вынесет опасную магистраль за черту Череповца, а в Тотьме проведут экспертизу, на основании которой будет разработан план по обеспечению безопасности прилегающих к трубе домовладений.

”На встрече нам подтвердили, что новые иски о сносе построек дачников компания "Газпром Трансгаз Ухта" подавать не будет, — отметил замгубернатора. — Учитывая, что проблема эта стоит уже много лет, это хорошая новость”.

То, что угроза сноса домов под давлением ”Газпрома” имеет федеральный уровень, подтвердили ”Мосленте” в администрации Сергиево-Посадского района. ”Угроза эта возникла из-за недавнего взрыва в Калужской области. Там рядом с СНТ горел участок газопровода, никто не пострадал, но в опасности оказались жизни людей и сохранность частной собственности. В связи с этим "Газпром" начал тщательно проверять охранные зоны”, — объяснили районные власти.

В самой компании тоже считают необходимым заботиться об этих зонах. ”Мы несем колоссальную ответственность за жизни людей, поэтому закрывать глаза на опасность, которая возникает при нарушении минимальной зоны, мы не можем. В связи с этим мы вынуждены обращаться с исками”, — пояснила заместитель начальника службы по связям с общественностью и СМИ ”Газпром Трансгаз Москва” Ирина Сергеева.

В нынешнем году ”Газпром” запустил программу реконструкции трубопроводов до 2020 года. Общая длина всех газовых магистралей превышает 170 тысяч километров. В эту работу только до конца текущего года будет вложено 767 миллиардов рублей. По данным портала teknoblog.ru, инвестпрограмма монополиста сократилась. Вероятно, планы компании скорректированы нынешней экономической ситуацией. Собственно, кризис мог усилить и стремление эксплуатирующих организаций переложить затраты на обустройство охранных зон на пенсионеров и многодетные семьи.

Публикация будет дополнена информацией об официальной позиции ”Газпрома” по этому вопросу, как только в распоряжение редакции поступят соответствующие материалы.

Поделиться
Комментарии