К 2019 году расходы федерального бюджета снизятся почти на 500 млрд рублей по сравнению с 2016 годом. С учетом инфляции сокращение будет намного больше. Минфин планирует избавляться от лишних расходов, занимать у населения и тратить резервы, передает Би-би-си.

О новой бюджетной политике в среду в ходе форума "Россия зовет", организованногобанком ВТБ, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Он сказал, что Россия больше не может тратить резервы, хотя проект бюджета предполагает полное исчерпание Резервного фонда в следующем году. Вместо этого министр заявил о консолидации расходов бюджета и росте заимствований на внутреннем рынке.

Жесткая бюджетная политика прописана и в проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы. В бюджете будут сокращены расходы — прежде всего, на поддержку экономики и на оборону. Расходы на здравоохранение также немного снизятся, а на образование незначительно вырастут.

Экономисты прогнозируют дальнейшее снижение уровня жизни россиян, рост бедности и неравенства.

Министр финансов объяснил жесткую бюджетную политику не только желанием экономить, но и планами по переходу к инвестиционной модели экономики. Вслед за главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной Силуанов говорил о необходимости снижения инфляции и ставок.

ЦБ будет придерживаться жесткой денежной политики, а минфин — жесткой бюджетной. В итоге инфляция замедлится, население будет меньше тратить и больше копить, кредиты станут доступнее, а бизнес начнет инвестировать.

Экономисты, опрошенные Би-би-си, полагают, что смесь жесткой бюджетной и денежной политики — это классический рецепт для снижения инфляции. Но в России это может не сработать: в экономике слишком много структурных проблем и неопределенности, отталкивающих инвесторов. Ни ЦБ, ни минфину эти проблемы не разрешить без политической воли.

Отмены санкций никто не ждет

В этот четверг правительство представило новый проект федерального бюджета на 2017-2019 годы. Он должен быть внесен в Госдуму до 28 октября. Сейчас проект бюджета находится на доработке.

"Бюджет подготовлен, он непростой и отражает текущую экономическую ситуацию. По отдельным позициям он весьма жесткий. Новый бюджет адекватен тем возможностям, которыми мы располагаем. Ориентиром для бюджета стал консервативный вариант социально-экономического развития нашей страны", — цитирует ТАСС премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Медведев сообщил, что правительство исходило из "острожной оценки" динамики цен на нефть, а также того, что западные санкции не будут отменены в ближайшие годы.

В прошлом году правительство не разрабатывало трехлетний бюджет из-за множества рисков, которые трудно было учесть. Вместо этого был разработан бюджет лишь на 2016 год.

Новый бюджет предполагает сокращение расходов в номинальном выражении. Скорректированный бюджет на 2016 год предполагает расходы на уровне 16,4 трлн рублей. Проект бюджета на 2017-2019 годы предполагает, что расходы снизятся с 16,1 трлн рублей в 2017 году до 15,9 трлн рублей в 2019 году. С учетом инфляции сокращение расходов будет выше.

В минфине рассчитывают и на рост доходов бюджета. Если в этом году они составили почти 13,4 трлн рублей, то к 2019 году они должны вырасти до 14,8 трлн рублей.

Благодаря сокращению расходов и небольшому росту доходов дефицит бюджета также будет снижаться. Если в этом году он должен превысить 3 трлн рублей, то уже в следующем году дефицит снизится до 2,7 трлн рублей, а в 2019 году дефицит упадет до 1,1 трлн рублей.

Согласно официальным документам, расходы на оборону в ближайшие три года будут сокращаться. В 2017 году они составят 948,5 млрд рублей, а к 2019 году снизятся до 941,2 млрд. Однако эти данные учитывают лишь открытую часть расходов.

РБК со ссылкой на пояснительную записку к проекту бюджета сообщает, что расходы на оборону будут куда выше. В 2017 году они составят 2,8 трлн рублей. Расхождения связаны с закрытыми статьями расходов. В пресс-службе минфина сказали, что пояснительная записка к бюджету будет опубликована позже.

Аналогичные РБК данные приводит ТАСС. По данным агентства, по сравнению с 2016 годом расходы на оборону сократятся более чем на 1 трлн рублей. В 2019 году расходы на оборону составят порядка 2,8 трлн рублей.

За ближайшие три года, согласно проекту бюджета, немного вырастут расходы на образование. При этом немного снизятся расходы на здравоохранение.

"В бюджете меняется структура расходов. За три года, как планирует минфин, увеличится доля социальных расходов, в то время как остальные статьи бюджета будут сокращаться", — поясняет главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его оценке, в бюджете серьезно сократится доля расходов на оборону и экономику. Надеяться на рост расходов на инфраструктуру или поддержку бизнеса не стоит, в лучшем случае в новом бюджете эти расходы просто не будут расти, уверен эксперт.

Рост социальных расходов Тихомиров связывает с индексацией пенсий и увеличением числа пенсионеров. При этом зарплаты бюджетников вряд ли увеличатся.

Россия без резервов

Министр финансов Силуанов на форуме говорил о необходимости сохранить резервы России. Однако проект бюджета на ближайшие три года предполагает исчерпание Резервного фонда, даже несмотря на существенный рост заимствований. В документах о бюджете говорится о полном истощении Резервного фонда в 2017 году.

По данным на 1 октября этого года, в казне фонда находится чуть более 2 трлн рублей. В следующем году минфин собирается потратить из этих средств 1,15 трлн рублей и еще взять из Фонда национального благосостояния 650 млрд рублей.

В 2018 году из Резервного фонда уже нельзя будет потратить деньги на финансирование дефицита бюджета. Зато из ФНБ, задуманный как фонд, который гарантирует в будущем пенсионные выплаты, минфин собирается в 2018 году взять 1,1 трлн рублей, а затем еще 137 млрд. Сейчас в казне фонда накоплено около 4,6 трлн рублей.

"Фонд национального благосостояния не совсем логично тратить, раньше этого не предполагалось делать. Этот фонд был создан не для покрытия провала в текущих расходах", — поясняет главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

При этом минфин собирается в год занимать около триллиона рублей на внутреннем рынке. Это чистый объем заимствований, без учета погашения уже существующих долгов.

Затягивание поясов как средство от кризиса

"В принципе у нас есть задача сокращать уровень расходов. Это правильнее направление. Сокращение уровня расходов должно предполагать другие инструменты по поддержанию экономического роста. Вот с этой частью у нас проблемы", — полагает главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова.

Она объясняет, что правительство не предлагает механизма, который позволил бы экономике расти. Таким механизмом, по ее мнению, могли бы стать структурные реформы. Отсутствие роста приводит к негативным последствиям для населения, поясняет Орлова. Растет число людей с низкими доходами и падает уровень жизни.

"В целом конструкция бюджета для экономики и населения не выглядит позитивной", — подтверждает Тихомиров.

По мнению Миронова из ЦР, правительство могло бы увеличить внешние заимствования и поддержать экономику, а не сокращать расходы.

"У нас достаточно низкий уровень совокупного госдолга по отношению к ВВП — сейчас в районе 14%. Считается, что для стран с развивающейся экономикой опасной чертой является 25%. Мы можем наращивать внешний долг для финансирования бюджета. Мы могли наращивать эти расходы и иметь больший дефицит бюджета, чем планируется", — уверен Миронов.

Министр финансов Антон Силуанов в среду объяснял, что жесткая бюджетная политика может оказаться довольно полезной для российской экономики. Минфин таким образом поддерживает ЦБ в его стремлении снизить инфляцию. По мнению чиновников, инфляция сможет запустить рост инвестиций в России, объем которых уже нескольких лет почти не растет.

Экономисты в целом согласны, что подобная политика могла бы сработать, но для этого опять же требуются структурные реформы.

Например, владельцы малого и среднего бизнеса могут сейчас взять кредит под 15-20%. Такие высокие процентные ставки делают кредиты для компаний практически недоступными.

"Если инфляция снизится до 4-5%, то ставки по кредитам упадут до 10%. Это поддержит инвестиции", — уверен Тихомиров. Однако это все-таки не исключает процесса проведения структурных реформ, на которые пока нет политической воли.

По мнению Миронова, малый бизнес не инвестирует из-за неопределенности. В пример он приводит ситуацию прошлого года, когда компании увеличили прибыль на 50%, а инвестиции почти не выросли, несмотря на наличие денег.

"Согласованные действия ЦБ и минфина могут помочь снижению инфляции. Но большой вопрос, поможет ли это добиться роста инвестиций", — подводит итог эксперт.

Поделиться
Комментарии