Для России новый 2009 год начался с традиционной газовой войны с Украиной. Почти 3 недели стороны пререкались относительно условий нового контракта, и все это время миллионы жителей ЕС сидели без отопления, пишет Тони Хэлпин, перечисляя основные события за отчетный период.

Центробанк провел постепенную девальвацию рубля, на которую ушло $200 млрд. резервных денег. 16 июня в Екатеринбурге прошел саммит БРИК, на котором стороны заявили о намерении добиваться многополярного мира.

Однако главными ньюсмейкерами в России по-прежнему оставались олигархи, продолжает автор. Александр Лебедев за 1 фунт купил лондонскую газету Evening Standard; Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву предъявили новые обвинения; Михаил Фридман был назначен и.о. главного управляющего директора ТНК-ВР до 2011 года, когда ему на смену должен прийти Максим Барский; а плейбой-холостяк Михаил Прохоров выдвинулся на первое место в рейтинге российских богачей и приобрел американскую баскетбольную команду.

Вновь избранный президент США Барак Обама начал борьбу с кризисом с того, что ограничил зарплаты топ-менеджмента компаний, получивших от государства крупную финансовую помощь. Затем был сформирован пакет спасательных мер стоимостью 787 млрд. Корпорации начали терпеть крупные убытки, однако уже в июле Goldman Sachs заявила о прибыли в $11,3 млрд. по итогам второго квартала.

Великобритания переживает рецессию тяжело. В первом квартале ВВП страны упал на 2,5%, по итогам третьего квартала она осталась единственным членом большой двадцатки, все еще не вышедшим из рецессии, а наметившийся в последние 3 месяца 2009 года рост экономики, по прогнозам специалистов, будет слабым. На исходе третьего квартала в Соединенном Королевстве насчитывалось 2,49 млн. безработных, говорится в статье.

На долю нового социалистического правительства Греции в конце 2009 года выпал целый ряд неурядиц, выразившийся в резком падении государственных кредитных рейтингов на фоне негативных данных официальной статистики. Кабинет во главе с Георгиосом Папандреу был вынужден ужесточить и без того аскетический бюджет, одновременно обвинив рейтинговые агентства в предвзятости. Прогнозы по безработице и государственной задолженности на 2010 год неутешительные.

До Дубая кризис докатился лишь в ноябре, зато на разрушение созданного за 30 лет имиджа регионального бизнес-центра ушло всего три недели. Экономический спад повлек за собой падение цен на недвижимость, отток иностранной рабочей силы, замораживание крупных строительных проектов. Правительство оказалось не в состоянии принять адекватные меры, и лишь 10-миллиардная помощь от соседнего Абу-Даби позволила на время остудить страсти. Тем не менее, государство и принадлежащие ему компании по-прежнему отягощены долгами, суммарный объем которых составляет $80 млрд.

Для Индии уходящий год в экономическом плане стал годом контрастов. С одной стороны, рост рынков ценных бумаг на волне возобновившегося интереса со стороны иностранных инвесторов оказался на руку богатым. В третьем квартале экономика выросла на 7,9%, показав лучший результат за последние полтора года. В то же время небывалый объем осадков, выпавших в сезон дождей, поставил под угрозу жизни 800 млн. человек, для которых сельское хозяйство является основным источником пропитания.

Несмотря на экстраординарные показатели Китая, многие наблюдатели позволили себе усомниться в правильности избранной Пекином стратегии. У них нет уверенности, что Пекин и в 2010 году сможет выполнять взятые на себя обязательства. Тем не менее, восстановление китайской экономики впечатляет, с какой бы меркой к нему ни подходить, пишет Лео Льюис.
У Японии дела поначалу шли хорошо. Благодаря решительным действиям правительства и частного сектора она первой из развитых стран вышла из рецессии. Однако после августовских выборов иллюзии, что Японии удастся сохранить место второй экономики мира, быстро рассеялись: по итогам года она "снова свалилась в ту яму, из которой раньше ненадолго выбралась".

Поделиться
Комментарии