«Предупреждали, что она слегка странная. Выглядела как мужик, штаны носила да еще ругалась, как сапожник». Так на страницах еженедельника Eesti Ekspress описывает строитель Владимир З. свою пятилетней давности первую встречу с жительницей Таллинна Эви-Юлией Стумбрис.


По словам Владимира, тогда Эви занималась поставкой на Украину бревенчатых домов, и вскоре сама переехала в Одессу. Три года назад Владимир выполнял там для нее   кровельные работы. Тогда за сделаное заказчица рассчиталась с ним как и договаривались.


В начале лета 2008-го года Эви предложила Владимиру заманчивую сделку: у нее, дескать, в Одессе четыре строительных объекта, куда требуются бригады рабочих. Платить пообещала 1000 евро в месяц. Владимир со своими лучшими работниками отправился на Украину. Приступили к работе, хотя вместо нормальных договоров получили  от женщины лишь устные посулы  заплатить оговоренные суммы.


Познакомила Эви Владимира и со своей «крышей» - неким Анатолием, который ездил на белой японской машине с правым рулем и работал в Украинской службе безопасности СБУ. Владимир и Анатолий обменялись визитными карточками. В разговоре с глазу на глаз выяснилось, что сотрудник спецслужб снимает с Эви половину дохода, «за решение проблем».


Владимир с бригадой получили очередной заказ – отремонтировать дом одного генерала. Хозяева беспокоились, что построенный в 1930-х годах дом почти что разваливался. Выяснилось, что под ним нет фундамента.


Здание находилось в элитном районе Одессы, въезд куда был со шлагбаумом. Чтобы строители могли попадать на объект, Эви должна была сделать им всем пропуска с фотографиями. Для этого рабочие отдали ей свои паспорта. Но вскоре, вместо того, чтобы отдать паспорта, Эви перевезла бригаду совсем на другой объект – строить виллу на берегу моря.


«Это должно было быть нечто громадное, бетонная подушка, которую залили на прибрежном песке, была примерно 30 на 40 метров», - вспоминает Владимир. Эви тут же отвезла его смотреть новые объекты и дала понять, что нужны еще люди.


В это же время первая бригада Владимира отправилась домой в Эстонию, вместо денег имея на руках лишь обещания Эви о скорой выплате зарплаты. В надежде, что женщина сдержит обещание, поехал домой и сам Владимир.


«Полтора месяца отработал, не получил от этой кобылы ни сента», - описывает ситуацию приехавший на место со второй бригадой Март Коби. По его словам, на строительстве приморской виллы рабочие жили в вагочике, где «туалета не было, помыться можно было только в море, а воду витьевую носили в бутылках с другого объекта за полтора километра». Его пропуск и билет на самолет украли.


С третьей бригадой посредник Владимир сам на Украину уже не поехал. Мужчины прибыли ночью, и сразу на следующее же утро приступили к работе. Когда приехала Эви, то для начала обматерила всех без разбора. Вновь прибывшим заявила, что если те не будут делать, что она велит, то на месяц отправит всех в тюрьму, как гастарбайтеров-нелегалов. Истеричная женщина пригрозила рабочим спецслужбами и бандитами.


«С бандитами на Украине сейчас приходится считаться. А служба безопасности может попавшего в ее шестеренки человека так спрятать, что никто и не найдет. Изобьют до полусмерти и отправят к какому-нибудь офицеру на дачу за еду работать», - описывает Владимир Ekspress нравы современного украинского бизнеса.


После столь мощного наскока Эви, вновь прибывшие работники решили бросить такую работу и отправиться назад в Эстонию. То же самое собирались сделать и остальные, но их паспорта по-прежнему оставались на руках у женщины. «Один из наших получил назад паспорт только в аэропорту», - рассказывает Владимир. «Другой, которому его брат деньги на автобус через посольство отправил, добирался домой через Польшу. Так ему Эви паспорт с маршруткой вслед отправила».


Марта Коби одним пятничным вечером украинские коллеги-строители тайно отвезли в Киев, в эстонское посольство. Свой паспорт он так до сих пор и не получил.


Эви теперь совсем перебралась в Одессу, и прячется где-то в пригородах. Одесские строители говорят, что у нее сразу была такая мошенническая схема: нанять людей на работу, а денег не платить. За это она уже когда-то получала железными прутьями.


Обманутым строителям не помогли ни украинские, ни эстонские правоохранительные службы.
Поделиться
Комментарии