В 2016 году рост составит 1,9%, а в 2017 экономика должна будет вырасти на 2,7%. По словам главного экономиста Nordea Тыну Пальма, сейчас вопрос состоит, прежде всего, в разнице темпов роста, а также в том, как на фоне демографических вызовов ускорить темп повышения уровня жизни.

Впервые за последние 17 лет численность населения Эстонии при поддержке чистой положительной миграции выросла примерно на 0,2%. Одновременно занятость в целом приблизилась к максимально возможной. В I квартале 2016 года ставка занятости составила 68,6%, что на 3 процентных пункта выше, чем во время бума 2007 года.

„Приближение уровня жизни в Эстонии к среднему по Евросоюзу в долгосрочной перспективе из-за ограниченности в предложении рабочей силы всё больше зависит от производительности и структурных изменений, которые будут производительности способствовать. Стратегия роста в Эстонии должна строиться на разумной специализации, — говорит Пальм. — Прежде всего, это означает концентрацию внимания на высокотехнологичных отраслях, которые в совокупности с услугами ИКТ-сектора повысят добавочную стоимость экспорта”.

Успехи Балтийских стран в области роста благосостояния за последние двадцать лет были впечатляющими. ВВП per capita PPP (валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности) вырос с 30% почти до 70% от среднего по еврозоне.

По словам Пальма, долгосрочный темп роста благосостояния из-за ограниченности в предложении рабочей силы всё больше зависит от производительности и структурных изменений, которые будут способствовать росту производительности.

Возможности роста производительности кроются в более тесном сотрудничестве и интеграции ИКТ-сектора с системой профессиональной подготовки, с наукой и с традиционными техническими отраслями”. ИКТ-сектор, профессиональные, научные и инженерно-технические отрасли обеспечивают более высокий рост добавленной стоимости и занятости, чем в среднем. Наряду с ИКТ, профессиональная и научно-техническая отрасль за последние два года внесла существенный вклад в объёмы экономического роста: её влияние составило соответственно 0,2 и 0,3 процентных пункта годового ВВП.

„С точки зрения дальнейшего развития производительности ключевой вопрос состоит в том, как растущий вклад деятельности в области ИКТ, науки и техники сможет воздействовать на результаты продаж в таких традиционных экспортных отраслях, как обрабатывающая промышленность и далее — на рост доходов”, — сказал Тыну Пальм.

По словам Пальма, восстановление инвестиций для „прыжка тигра” в области технологии идёт неприемлемо медленно. „Направление инвестиций в модернизацию технологических процессов, заказы на научные работы и проекты, поддерживающие экспорт, рост предложения квалифицированной рабочей силы и т. д. — это все примеры факторов, способствующих более широкому применению новых технологий в экономике”, — добавил он.

С 2002 года занятость в ИКТ-секторе Эстонии удвоилась по сравнению с 10%-ным ростом всего сектора. Занятость же в отрасли программирования и консультаций увеличилась более чем в четыре раза.

„В условиях ориентированной на технологии глобализации риск слишком высокой ставки на приоритетное развитие ИКТ-сектора и цифровых технологий для Эстонии определённо ниже, чем риск недооценить это направление. В соответствии со свежим исследованием фонда Kutsekoda, спрос на специалистов в ИКТ-секторе к 2020 году вырастет в 1,5 раза (по сравнению с уровнем 2011-13 гг.) Это могло бы стать минимальной целью при развитии рабочей силы. С 2002 года занятость в отрасли программирования и консультаций возросла более чем в четыре раза”, — сказал Тыну Пальм.

Поделиться
Комментарии