В Эстонии государству принадлежит три железнодорожных предприятия: инфраструктурное предприятие Eesti Raudtee, занимающееся товаропотоком предприятие Ever Cargo и фирма Elektriraudtee, занимающаяся пассажирскими перевозками.

"Все эти три предприятия работают сами по себе, у них есть свои советы, советы разные, вертикальной интеграции нет. Проходят рабочие собрания и так далее, но каждое предприятие развивается так, как оно считает правильным. Довольно многие говорят, что это не является верным способом", — отметил прибывший на форум в составе эстонской делегации председатель правления Eesti Raudtee Ахти Асманн.

"По этой модели мы работаем всего лишь полгода. Я думаю, Эстонии здесь еще стоит подумать над тем, как организовать работу, как организовать сотрудничество различных железнодорожных предпринимателей, различных предпринимателей, занимающихся инфраструктурой и перевозками. Я думаю, что никакой выбор, который в какой-то момент делается, не является окончательным, обсуждение того, на верном ли мы пути, должно вестись постоянно", — подчеркнул он.

Латвийский коллега раскритиковал эстонскую систему

Президент и председатель правления государственного акционерного обществе "Латвийская железная дорога" Угис Магонис раскритиковал функционирующую в Эстонии систему железнодорожных предприятий. "Сидят в одном доме, им даже общаться запрещается между собой — это нарушение закона. Куда еще дальше? Я глубоко убежден, что те законы, которые Европа принимает, их разрабатывает менеджер-железнодорожник. В лучшем случае, это человек, который почитал "Основы торговли": больше производителей, больше торговцев — все дешевле", — сказал Магонис в ходе своего доклада на ежегодной конференции пространства стран с железнодорожной колеей в 1520 мм, которую представители Эстонии назвали самым важным мероприятием, концентрирующимся на железной дороге.

Тема формирования бизнес-модели национальных железнодорожных компаний, степень интеграции владельца инфраструктуры и перевозчика или степень дезинтеграции актуальна для многих стран, отметил на открытии форума президент ОАО РЖД и председатель Союза железных дорог пространства 1520 Владимир Якунин.

"Это вопрос, который составляет основу дискуссии на пространстве Европы. Наиболее полная либерализация железнодорожных перевозок представлена деятельностью британских железных дорог, но из последних процессов, которые сегодня происходят в мире, я хочу упомянуть свой недавний разговор с Гийомом Пепи, руководителем французских железных дорог, который сообщил мне, что правительство приняло окончательное решение об обратной интеграции структуры и перевозочного процесса", — отмечает Якунин, который на форуме представил результаты исследования EVES-Rail на тему вертикальной интеграции. В выводах исследования, в котором приняли участие Лидский и Амстердамский университеты, среди прочего отмечается: доказательств того, что вертикальная дезинтеграция необходима для извлечения выгоды от конкуренции, которая должна возникнуть в итоге разделения железнодорожных предприятий, нет.

Поделили. Ждем результатов

"Я всегда говорил, что вертикально интегрированная структура железных дорог лучше, чем разделенная, я поддерживал это, к сожалению, Эстония выбрала другой путь. Но здесь видно, что многие говорят — не все одинаково, все-таки все страны разные, и надо смотреть, каково развитие этой страны, насколько там сильное государство, так что по каждой стране нужно найти отдельное решение, которое подходит этой стране. Но в целом я все-таки поддерживаю такую модель, в которой концерн управляет всеми делами и отвечает за безопасность, за развитие и координирует разные направления", — отметил бывший глава Eesti Raudtee, а ныне директор по железнодорожной логистике Силламяэского порта Кайдо Симмерманн.

"Мы уже разделили инфраструктуру и грузы, и, наверное, пути назад нет, хотя в Европе есть и страны, которые заново объединили железные дороги, так как они поняли, что это не работает так, как хотят чиновники в Евросоюзе", — пояснил он.

По словам Асманна, вопрос состоит в том, удастся ли достигнуть тех целей, которые собственно и стали причиной для разделения железнодорожных предприятий. "Предприятия разделяют для того, чтобы способствовать конкуренции, и вопрос тут в том, сделает ли конкуренция всю логистическую сеть более эффективной. Конкуренция не должна быть самой целью, конкуренция — это средство для достижения эффективной логистики. На сегодняшний день мы с новой эстонской моделью пока работали так мало, что сейчас еще, наверное, неверно было бы давать оценку, хорошо ли она работает или нет. Конечно же, легче руководить, когда все предприятия вместе в группе, но это опять же ограничивает конкуренцию. Так что нужно найти правильный баланс", — считает Асманн.

"Эстония — это довольно маленькое государство, и я согласен, что если бы предприятия были сильнее интегрированы вертикально, то решения об инвестициях были бы более эффективными. И, вероятнее всего, было бы меньше расходов. В то же время история показывает, что у каждой модели есть свои минусы. Будучи интегрированным, являясь монополистом, существует опасность того, что предприятие расслабится, будет навязывать свое мнение, считать, что это мнение является единственно верным — то есть с течением времени могут появится и свои минусы. Я думаю, что на сегодняшний день Эстония свой путь выбрала, мы должны работать на благо того, чтобы суметь получить максимум от того выбора, который мы сделали", — уверен председатель правления Eesti Raudtee.

Форум 1520 — "Олимпийские игры для железнодорожников"

Прошедший в восьмой раз международный железнодорожный бизнес форум "Стратегическое партнерство 1520" — это место встречи руководителей железнодорожных, логистических и транспортных мероприятий пространства с колеей 1520 мм, которое включает в себя страны СНГ, страны Балтии и Финляндию, однако на форуме традиционно представлены предприниматели и высокопоставленные чиновники и из других стран.

"Эта площадка — 1520, которая проходит в Сочи, это, можно сказать, Олимпийские игры в области транспорта, транзита и логистики”, — подчеркнул директор по маркетингу Силламяэского порта Андрей Биров.

”Этот форум в основном касается грузопотоков, и говорится здесь о грузопотоках между двумя стратегическими пространствами: Евросоюз с одной стороны и единое экономическое пространство стран СНГ с другой. Вот где самые большие грузопотоки. К 2030 году грузопоток между этими двумя пространствами превысит 400 млн тонн. Вот эта цифра впечатляет: вот где большой бизнес, большие деньги и где место для роста экономики", — сказал Биров, отметив, что в Эстонии зачастую не осознают масштаб этого форума и бизнеса, имеющего место в других странах.

Председатель совета Silmet Grupp Тийт Вяхи считает форум самым уникальным и рациональным в мире. "Здесь можно получить очень много информации о том, какое идет развитие, здесь есть много возможностей разговаривать со старыми бизнес-партнерами, найти новых и разговаривать с ними и начинать новые бизнес-контакты. Здесь практически все пространство 1520, но не только — в том числе здесь есть Deutsche Bahn из Германии, всегда Siemens, всегда Schenker, из Франции — Alstom", — отметил Вяхи, по словам которого этот форум особенно важен в контексте глобализации экономики.

Поездка журналистов в Красную Поляну профинансирована ОАО "Российские железные дороги" в рамках пресс-тура на Международный железнодорожный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520".

Поделиться
Комментарии