"Защитники Риги", как известно, название приключенческого исторического фильма — одной из "визитных карточек" Латвии, пишет газета День за Днем.

В фильме рассказывается об освободительной войне наших соседей. Интересно, что когда в честь Дня независимости Латвии этот фильм показывали по телевизору, в финансовом мире снова защищали Ригу. На этот раз с золотым оружием — деньгами. В Эстонии особо никто не сопереживал этому событию — ведь Латвия от нас так далеко. Но известно же — если будет девальвирован лат, еще больше пострадает несчастная эстонская экономика.

"Если что-то случается в Латвии, то мир сделает выводы и о ситуации в Эстонии", — считает профессор экономики Тартуского университета Янно Рейльян. Он тоже повторяет истину о том, что Рига — центр Прибалтики. Причем Рейльян относится с иронией к рекомендации экспертов МВФ понизить ценность лата в отношении евро, с которой латвийские политики не согласились: "У финансовой системы ЮАР дела идут хорошо именно потому, что там игнорировали рекомендации МВФ".

Бывший министр финансов, член Рийгикогу Таави Вескимяги (Союз Isamaa и Res Publica) считает, что состояние лата и кроны зависит от того, что ждет в будущем латвийскую и эстонскую экономики.

Говорилось не о том, изменит ли Латвия обменный курс лата и евро, а о том, будет ли лат отпущен и каково будет его соотношение с евро. Цель — улучшить гибкость экономики Латвии, комментирует Вескимяги. Так же как Эстония, Латвия зафиксировала свою валюту в отношении евро, но предусмотрела возможность колебания курса в промежутке +/-1%. За последний месяц Центральный банк Латвии выкупил более чем миллиард латов, чтобы удержать курс по отношению к евро в допустимых пределах +/-1%.

Заверение МВФ о том, что они не видят потребности в изменении обменного курса, определенно, придает инвесторам известную уверенность. В то же время для обменного курса лата по-прежнему существует "ловушка" реальной экономики. Если экономика продолжит идти под гору, единственным путем для Латвии может стать прекратить фиксировать обменный курс. Но это уже можно сравнить с ампутацией, а не с лекарством — для спасения всего организма придется предпринимать радикальные шаги.

В случае с Эстонией для прекращения фиксирования обменного курса необходимо решение Рийгикогу, которым будет изменен действующий с 1992 года Закон об обеспечении эстонской кроны. Законом устанавливает, что предельная норма технического колебания курса эстонской кроны составляет 3%. При этом у Эстонии нет никаких финансово-политических причин, чтобы прекратить фиксировать обменный курс, не говоря уже о принятии административного решения о девальвации кроны. Hо такое давление оказывает реальная экономика: если в экономике серьезные проблемы, то существующее техническое требование уже не играет никакой роли. Формальные критерии слишком слабы, чтобы противостоять давлению со стороны влиятельных рынков — в этом мы убедились в последние месяцы.

Мифы, на которых мы ехали раньше, и которые приносили доход, разрушились из-за происходящего сегодня. Спустя 12 месяцев потребуются новые положительные подвижки, которые будут заметны и за пределами Прибалтики и заставят, например, жителей Лондона пересмотреть свои взгляды на наш регион. Этому мог бы поспособствовать переход на евро, считает Вескимяги.

Академик Михаил Бронштейн утверждает, что в том, что происходит в экономике по всему миру, нет ничего удивительного: "Я предсказывал возникновение нынешней ситуации уже три года назад".

Академик считает, что в Латвии поступили верно, что не девальвировали лат. "В то же время, на Латвию именно поэтому оказывается серьезное давление, ведь инфляция там по-прежнему очень высока (в районе 15% — прим. ред.) в отличие от других стран Европы, где она составляет в среднем 2,1%". Бронштейн считает, что, таким образом, для латвийской экономики и самой Латвии ключевым вопросом является то, удастся ли приостановить инфляцию.

Поделиться
Комментарии