На "Плетеневке" роют окопы

Украинский пограничный пункт пропуска "Плетеневка" находится в пяти километрах от одного из райцентров области — Волчанска — и всего в двух километрах от российского пункта пропуска "Шебекино" в Белгородской области. Сейчас вблизи КПП с украинской стороны волонтеры роют окопы, строят блиндажи и огневые точки. Большинство добровольцев — жители Харькова. Они, как рассказал DW представитель местной общественной организации "Громадська варта" (можно перевести как "самооборона") Дмитрий Маковецкий, откликнулись на призыв в соцсетях принять участие в работах по укреплению границы.

Через соцсети были собраны деньги на приобретение лопат, рукавиц, инструментов и аренду автобусов.

"Пограничники нам выделили экскаватор, мы его заправляем, с ним работать легче. Но в идеале тут нужен более мощный экскаватор — "землеройка", который за день может выполнить наш недельный объем работ, но арендовать ее очень дорого. Таких ресурсов у нас нет", — посетовал Маковецкий.

Полгода в усиленном режиме

Пункт пропуска "Плетеневка" перешел на усиленный режим охраны границы почти полгода назад. Пограничники с того момента также ведут работы по строительству фортификационных сооружений. "Добровольцы, конечно же, работают по нашему плану и под присмотром наших инженеров. То, что делают эти ребята за день, мы бы делали неделю. Мы очень благодарны им", — признался корреспонденту DW первый заместитель начальника отдела пограничной службы Украины "Волчанск" Сергей Колесниченко.

По словам офицера, на российском пункте "Шебекино" "несколько обеспокоились" появлением на границе гражданских лиц с лопатами и патриотической украинской музыкой. "Мы уведомили их о проведении инженерных работ. Ситуация спокойная", — заверил Колесниченко.

Бывший сотрудник МЧС 63-летний Николай Григорьев, прибывший помогать харьковчанам из Волчанска, считает этот участок границы "одним из самых проблемных". "Копать окопы из Волчанска приехали только шесть человек. И это главная характеристика города, где мэр, депутаты и большинство населения проголосовали на последних выборах президента за представителя Партии регионов. Они сторонники старой власти Януковича", — отметил Григорьев.

Самооборона Харькова

А в 80 километрах от "Плетеневки", в Харькове, на центральных площадях города уже месяц проходят занятия "Открытого университета по информационной и психологической подготовке жителей к возможным военным действиям". "Каждый должен собрать "тревожный чемоданчик" — документы, запас еды, воды, лекарств. Лучше всего укрываться не в метро, а в обычном бомбоубежище. Не забудьте взять средство от блох, их там много", — рассказывает горожанам администратор харьковского "Союза десантников" Татьяна Рябоконь.

Каждые выходные этот "университет" посещают несколько сотен харьковчан. Им показывают, как обращаться с оружием, бронежилетом, помочь раненым, записывают на различные платные и бесплатные "курсы выживания" и даже в партизанские отряды.

"Курсантами могут стать и мужчины, и женщины. Они смогут вести диверсионно-партизанскую деятельность на территории города. Среди тренеров — бойцы "Антитеррористической операции". Наши партизаны смогут оказать помощь и населению в случае возникновения паники во время обстрела", — заверила корреспондента DW один из инструкторов формируемого партизанского батальона "Схидный корпус" ("Восточный корпус"). В него хочет вступить 22-летний Ярослав. Он объяснил DW, что не служил в армии по состоянию здоровья, но теперь "из-за ситуации в стране" хочет получить "навыки защиты себя и своих близких".

Хочешь мира, готовься к войне?

Судя по заявлениям властей, подготовка к обороне Харьковской области ведется давно. Чиновники рассказывают о том, что область надежно защищена блокпостами, военные строят защитные сооружения, военкоматы набирают добровольцев на случай боев в городе.

Представители обладминистрации обещают информировать население в полном объеме о том, где находятся бомбоубежища, обеспечить доступ к ним.

Этого недостаточно, уверена волонтер Оксана Марчук. Она вместе с другими активистами несколько недель добивалась от чиновников списка харьковских укрытий, потом — проведения общественной экспертизы бомбоубежищ. Результат — из 1200 укрытий только треть может принять людей. "Другие — закрыты, захламлены. Там ничего не работает, и ничего нет. Мы сами собираем группы добровольцев для наведения порядка", — рассказала DW Оксана.

Харьковские "Евромайдан" и "Антимайдан"

Руководители области просят активистов "быть острожными с заявлениями и не создавать излишней паники в городе". Позиция активистов иная: чем лучше город и область подготовятся к появлению российских войск или донецких ополченцев, тем менее вероятна здесь война. "Пусть лучше мы взбудоражим всех жителей, и ничего не произойдет, чем будет наоборот", — считает активист "Общественного сектора Евромайдана" Татьяна Пасынок.

Опрошенные DW активисты говорят о том, что в Харькове есть "своя сепаратистская бомба". Так они отзываются о митингах сторонников "Антимайдана". Несмотря на решение суда о запрете, эти митинги регулярно проходят уже шестой месяц. Каждые выходные собирается около сотни человек.

В несколько раз больше собирают акции "Евромайдана". То и дело между оппонентами происходят столкновения. Так, в середине сентября между собой подрались женщины-активистки.

Поделиться
Комментарии