"А где же вы были вчера, батюшка, когда наших ребят убивали?", — говорит женщина средних лет, останавливая священника, уходившего с места панихиды. Ответ "молился" ее не устраивает, она начинает поднимать голос, под ее крики батюшка уходит.

Кричат тут вообще много — здесь можно видеть родственников погибших и раненых, сюда несут цветы и зажигают свечи. Человек средних лет в синем костюме явно не трезв, у него красное, странное лицо.

Он представляется Николаем и сбиваясь говорит, что в здании профсоюза погиб его брат. На вопрос, как это случилось, он не отвечает — просто разворачивается и в истерике убегает в сторону парка, за ним несутся его приятели, пытаясь его успокоить.

Те, кто остается, взахлеб рассказывают страшные подробности событий у Дома профсоюзов. "Они прыгали с окон, разбивались и умирали прямо здесь", — плача повторяет молодая девушка с георгиевской ленточкой на рукаве.

Периодически пророссийские активисты — а их у места пожара большинство — пытаются высказать свои претензии сотрудникам милиции, которые взяли Дом профсоюзов в кольцо, не пропуская никого внутрь.

Кто-то хочет прорваться — зачем, не совсем понятно, внутри только разбитые стекла и копоть. Правоохранители говорят, что в здании работают эксперты, которые пытаются выяснить причины пожара, унесшего жизни десятков людей.

Для людей, собравшихся на площади, все и так ясно — они считают, что здание подожгли активисты "Правого сектора" и футбольные хулиганы "по заказу Киева". Любая попытка оспорить эту версию кончается печально — в толпе то и дело возникают потасовки и стычки, агрессивное настроение просто висит в воздухе.

У оцепленного здания среди возложенных цветов можно было заметить странное соседство — украинский флажок, обмотанный георгиевской ленточкой. Однако такое положение дел не нравится одному из подошедших активистов, он возмущается: "Кто посмел принести сюда эту тряпку? Вы вообще подумали о тех, кого там вчера убили? Разве за это они сгорали заживо?"

С этими словами от отрывает флаг от древка и бросает его на асфальт. Сотрудники милиции, к которым и была обращена речь активиста, пытаются вяло протестовать: "Зачем, это же наш флаг, зря вы так". Флаг никто не поднимает, только георгиевская ленточка остается среди цветов.

Оспариваемые факты

Проукраинские активисты решили в ближайшие дни не проводить никаких мероприятий или акций. Тут опасаются, что любой противостояние вновь закончится кровопролитием. Однако брать на себя вину за гибель людей они отказываются.

В разговоре с Би-би-си активист одесского "автомайдана" Алексей заявил, что пожар в Доме профсоюзов спровоцировали сами пророссийские активисты — сначала, когда их представители напали на проукраинскую акцию футбольных болельщиков, а затем, когда начали кидать коктейли Молотова в подошедших к зданию людей. По его мнению, неосторожное обращение с огнеопасными предметами во многом и обусловило возгорание.

Обе стороны отрицают наличие и применение огнестрельного оружия. Однако факт остается фактом — в одесских больницах находятся десятки людей, в том числе и с огнестрельными ранами.

Олег Константинов, местный блогер, работая на месте стычки, получил сразу два ранения. Сейчас он приходит в себя после операций в одесской больнице №1.

"Мне попали в ногу — это стреляли из травматического пистолета пулями с металлической оболочкой. Кроме этого попали в руку — навылет, это или пуля или шрапнель — врачи не могут точно сказать", — объясняет Константинов.

Горе сближает

Глава хирургического отделения Первой одесской больницы Алексей Кацап в беседе с Русской службой Би-би-си рассказал, что после событий в центре города на службу вызвали всех врачей и санитаров, которых могли — больница не справлялась с потоком раненных. Однако ситуацию удалось удержать под контролем, говорит врач.

"Вы знаете, нам все равно, какие там политические убеждения у людей, мы их не разделяем — пациент есть пациент. Все получают квалифицированную помощь", — продолжает он. При этом Алексей Кацап отметил, что больницу с первого же дня взяли под охрану местные правоохранители.

В коридоре больницы можно было увидеть молодую пару — парень и девушка с пакетами, полными продуктов. Молодой человек представляется как Юрий Гуцаленко, на его сумке ленточка в цветах украинского флага. Как и многие другие одесситы, Юрий пришел предложить свою помощь раненым.

Сотрудники больницы говорят, что отбоя от волонтеров нет — сюда приносят всяческие медикаменты, продукты и предлагают посильную помощь, в том числе и донорство крови. Юрий говорит, что, несмотря на его проукраинскую позицию, ему все равно, кому помогать.

"Мне жаль всех, кто пострадал в Одессе, люди есть люди, и мы должны ими оставаться", — отметил он.

Разговор Юрия с настороженным вниманием слушали и две женщины среднего возраста, тоже с пакетами в руках. Как выясняется позже — они за пророссийскую позицию, но тоже сочли нужным помочь всем пострадавшим.

Между тем, на улицах Одессы, украшенных флагами с траурными лентами, по-прежнему главная тема для обсуждения — насколько далеко зайдет противостояние в городе и надо ли ждать новых столкновений.

"Мы, одесситы, всегда были известны тем, что с хохмой, с шуткой относились ко всему. Мы жили спокойно, размеренно, но сейчас за один день изменилось все, — говорит мне пенсионер Петр, прогуливаясь вдоль набережной Одессы. — И я даже представить не могу когда это все закончится".

Поделиться
Комментарии