Первая попытка создать замену СССР на постсоветском пространстве была предпринята сразу же после распада Союза. В декабре 1991 года 11 государств, бывших союзных республик, образовали СНГ — Содружество Независимых Государств. Однако полноценного союза не получилось. Грузия стала членом СНГ в 1993 году, но вышла из его состава в августе 2009-го, через год после вооруженного конфликта с Россией. Устав СНГ не подписан Украиной и Туркменистаном, они считаются не государствами-членами, а государствами — участниками Содружества. Председательствует в СНГ Белоруссия — после отказа Украины от этой почетной миссии весной нынешнего года. Украинский президент Петр Порошенко в Минск не приехал.

Спустя почти 10 лет после создания СНГ, в октябре 2000-го, было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В нем объединились 5 из 11 государств — членов Содружества. За 14 лет существования этого объединения почувствовали себя свободными от обязательств еще двое членов — Киргизия и Таджикистан. Теперь ЕврАзЭС де-юре оформило свою кончину, чтобы возродиться в виде Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года. В ЕАЭС кроме России, Казахстана и Белоруссии теперь будет числиться и Армения. А с Киргизией в пятницу была подписана ”дорожная карта” о ее вероятном вступлении в Евразийский союз.

По официальной версии, евразийский интеграционный проект успешно развивается. За последние три года взаимный товарооборот вырос на 50%, до $64 млрд, следует из расчетов Евразийской экономической комиссии.

Но есть и другие оценки.
По словам советника президента России Сергея Глазьева, в первые два года после образования ЕврАзЭС товарооборот действительно увеличился — в 1,5 раза.

”Но в последние два года роста товарооборота не наблюдаем. Будем надеяться, что он растет хотя бы за счет теневого оборота”, — пояснил ”Газете.Ru” Глазьев, добавив, что достоверной статистики по товарным потокам внутри ЕврАзЭС нет.
Официально подтвержден только объем инвестиций, которые идут на постсоветском пространстве по линии Евразийского банка развития (ЕАБР). Он учрежден в качестве института развития государствами — членами ЕврАзЭС и финансирует преимущественно инфраструктурные проекты за счет отчислений из бюджетов государств и частных средств.

На 1 октября 2014 года текущий инвестиционный портфель банка составляет $3,62 млрд, накопленный инвестпортфель — $5,27 млрд. ”Сейчас в рамках ЕврАзЭС реализуется 80 инвестпроектов. Из них на Россию приходится 44,67% средств, на Казахстан — 33,81%, на Белоруссию — 16,61%, на Киргизию — 0,96%, на Таджикистан — 0,19%, на Армению — 1,27%”, — пояснил председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов.

Мнения экспертов и чиновников относительно перспектив Евразийского союза умеренно оптимистические. ”Интеграционные процессы на постсоветском пространстве сейчас будут активизированы, и причина этому — санкции западных стран против России. Санкции — стимул к гармонизации и углублению горизонтальных связей”, — говорит Анастасия Степанова, эксперт International Institute for Applied Systems AnaLysis.

А вот источник ”Газеты.Ru” в Евразийской экономической комиссии, наоборот, считает, что санкции разъединяют.

”Против России ввели санкции, и Россия ввела ответные. В проигрыше Беларусь и Казахстан, не попавшие под санкции. Они ввозили, например, рыбу или фрукты из Европы для продажи в России. А мы им теперь запрещаем это делать, так как у нас граница единая”, — поясняет чиновник ЕЭК.

По мнению Глазьева, санкции Запада — это однозначно стимул для Евразийского союза. ”Санкции болезненны для бизнеса, они обостряют имеющиеся проблемы, но что такое обострение для организма? После обострения, после кризиса и повышения температуры болезнь отступает, если организм в принципе здоров”, — говорит Глазьев.

Не стоит обольщаться насчет вступления Армении в Евразийский союз: это чисто политическое решение, предупреждает член-корреспондент РАН директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

”Армении нужна от России гарантия безопасности, поскольку страна находится в конфронтации с Азербайджаном”, — сказал ”Газете.Ru” Гринберг. Однако источник в российской правительственной делегации в Минске в беседе с корреспондентом издания подчеркнул: ”Нам не нужны свадебные генералы, а необходимы полноценные экономические партнеры, реальные игроки. Никто не подталкивает соседние страны, входящие в СНГ, вступать в Евразийский союз; они должны сделать осознанный выбор”.

Федеральный чиновник считает уместным провести параллель между Евразийским союзом и ЕС.

”Есть Старая Европа, и есть новоиспеченные члены Евросоюза из Восточной Европы. Старая Европа, основатели Союза угля и стали, сейчас рулят, формируют повестку дня, а присоединившиеся ее выполняют. Чувствуете разницу?” — говорит чиновник.

После вступления в ЕАЭС Армении и Киргизии следующим государством — членом организации может стать Вьетнам, считает Татьяна Валовая, министр ЕЭК по основным направлениям интеграции и макроэкономике. ”Дорожная карта” уже обсуждается. Правда, формат присоединения все же будет отличаться. Скорее всего, Вьетнам сможет подписать договор с Россией о зоне свободной торговли”, — поясняет Валовая.
Отсутствие общих границ, как и в случае с Арменией, министра не смущает.

”Когда образовывался Евросоюз, важно было иметь общие границы для перевозки угля и стали, а сейчас, в век высоких технологий и виртуальных финансовых потоков, наличие общих границ, в том числе между Россией и Вьетнамом, уже не принципиально”, — говорит Валовая. По словам главы Евразийского банка развития Игоря Финогенов, ЕАБР рассматривает участие в финансировании строительства нового аэропорта в районе Хошимина.

Поделиться
Комментарии