”У меня серьезные проблемы со здоровьем, но жить на пособия я не хочу, хочу вылечиться и пойти работать”, — сказала в интервью DELFI Любовь.

На Украине 30-летняя украинка работала кассиром и 5 лет медсестрой в детском саду, однако планы на мирную жизнь были разрушены военными действиями в регионе.

”Война — это страшно, страшно, когда гибнут люди, когда летают над головой снаряды, когда не перестает воздушная тревога. И трупы мы видели, все мы видели…”, — с болью вспоминает женщина.

Хотела в Швецию, а попала в Литву

С сентября 2015 года Любовь проживает в Рукле, где находится Центре приема беженцев. По ее словам, просить убежища в Литве сначала она не собиралась. Женщина планировала уехать в Швецию.

”Однако агентство, в которое я обратилась, сделало мне литовскую визу. Я хотела в Швецию, потому что мне сказали, что там хорошая медицина. Может быть, мне надо было отказаться от этой визы… Но времени не было, поэтому я оказалась в Литве. С литовской визой я рискнула и поехала в Швецию, хотя знала, что меня могут вернуть, но подумала, а вдруг мне там помогут, но не помогли, и я оказалась в Литве”, — говорит Любовь.

Пройдя обследование в Литве, женщина узнала, что у нее грыжа позвоночника, а также сломан копчик.

”У меня целый букет болезней — перелом копчика, грыжа позвоночника, не вылеченная травма позвоночника и головы. Я болела и до приезда в Литву, но по крайней я могла ходить, могла двигаться. Однако полтора года назад я получила травму и стала себя очень плохо чувствовать. А сейчас у меня еще и воспаление сухожилий на пальце ноги. Уже дошло до того, что я еле хожу”, — жалуется женщина.

По ее словам, в Литву она приехала одна и помощи ей ждать не от кого.

Первый раз Любовь обратилась к врачу в сентябре 2015 года. Следующего приема ждала две-три недели, было назначено новое обследование. По словам женщины, к врачу она попадала редко, ей выписали лекарства, но они не помогли.

”С сентября 2015 года и по настоящее время адекватное лечение я так и не получила”, — утверждает Любовь.

”Еще в Пабраде мне назначили лекарственные препараты, которые результата не дали. Назначили другое обследование, уже в Рукле, на что врач нашего центра сказала, что неизвестно, когда я смогу пройти это обследование. Срок моего проживания на территории центра заканчивается в марте, после этого я должна буду выйти на интеграцию в самоуправление, то есть я должна буду оплачивать и съем квартиры, и питание, и покупку одежды и так далее. При этом в настоящее время работать не могу. Не знаю, что мне делать”, — сетует женщина.

По словам украинки, она рассчитывает переехать в Вильнюс, где могла бы получить лечение, однако утверждает, что социальные работники из общества Caritas не вняли ее пожеланиям.

”Куратор из Caritas пришла и сказала, что не будет помогать мне с поиском квартиры, сказала, что все я буду делать сама. Никакой помощи мне не обещают! А ведь мне положены очень небольшие деньги — 200 евро в первые полгода, а еще через полгода — всего 100 евро!”, — говорит Любовь.

Министерство: дополнительные выплаты или пенсия не положены

Как DELFI сообщили в Министерстве социальной защиты и труда, в соответствии с литовским Законом о медицинском страховании, литовские граждане, иностранцы, постоянно проживающие в Литовской Республике, а также иностранцы, которым предоставлена дополнительная правовая защита в Литве страхуются обязательным медицинским страхованием.

”Иностранцу, которому было предоставлено убежище в Литовской Республике, по окончании интеграции в Центре приема беженцев, по поводу помощи на время интеграции в муниципалитете никуда дополнительно обращаться не требуется. Центр по приему беженцев выясняет потребности иностранца, которому было предоставлено убежище в Литве и направляет человека в неправительственную организацию, которая будет ему оказывать помощь для интеграции на территории муниципалитета”, — говорит главный специалист отдела по равным возможностям Министерства социальной защиты и труда Лина Харашаускайте.

В настоящее время существуют две неправительственные организации, которые помогают беженцам в вопросах интеграции — это неправительственная организация Caritas и Литовский Красный Крест.

”Неправительственные организации предоставляют услуги куратора. Кураторы помогают иностранцам купить товары первой необходимости, снять квартиру, выплачивают денежные пособия, помогают найти курсы литовского языка, а также консультируют по всем другим вопросам”, — говорит Харашаускайте.

Тем не менее, как следует из данных министерства, пока что гражданка Украины не сможет претендовать на какие-то дополнительные пособия или выплаты. Женщине в ближайшие полгода будут выплачивать 204 евро, затем еще полгода — 102.

Как говорит представитель министерства, Закон о социальных пособиях, который обеспечивает выплату пенсий и пособий по инвалидности, применяется только в отношении постоянно проживающих на территории Литовской Республики лиц. Этот закон распространяется только на тех иностранцев, у которых постоянный вид на жительство в Литве.

Согласно закону, иностранцу, который получает статус беженца, выдается вид на постоянное жительство в Литве, а иностранцу, который получил дополнительную защиту, — временное разрешение на проживание.

Caritas: в Вильнюсе на пособие не прожить

Руководитель программы интеграции иностранцев организации Caritas Илма Скуодене констатирует, что случай Любови очень непростой. ”Любовь высказала желание пройти интеграционный период в Вильнюсе, однако работать она не может, так как у нее проблемы со здоровьем. Так как ей предоставлен не статус беженца, а только временная защита сроком на 2 года, претендовать на выплаты по инвалидности она не может”, — прокомментировала для DELFI Илма Скуодене.

”Согласно закону, в первые полгода ей будут выплачиваться 204 евро, а через полгода — 102. Конечно, с такими деньгами нет возможности помочь ей найти жилье в Вильнюсе, потому что с вильнюсскими ценами это невозможно. А ведь за эти 204 евро она должна не только арендовать жилье, но и платить за коммунальные услуги, покупать лекарства и жить. Поэтому надо смотреть трезво: можно хотеть проходить интеграцию в Вильнюсе и в Старом городе, но надо смотреть на реальные возможности. Наш социальный работник посещала эту женщину в Рукле, и мы говорили о ее возможностях, но ее пожелания нереальны. Реально в Вильнюс приехать на интеграцию могут только те беженцы, у которых есть работа. Ведь как иначе это можно сделать, если на одного человека выплачивается пособие в 204 евро, а на трех — 306?”, — задается вопросом Илма Скуодене.

Она констатирует, что у гражданки Украины не только проблемы со здоровьем, но и психологические проблемы, что осложняет решение вопроса.

”Когда у тебя есть статус беженца, то можно получить социальное жилье, можно претендовать на пособие по инвалидности, но у нее всего лишь временная правовая защита, и приехать в Вильнюс и платить за жилье из этого пособия нет никакой возможности. Пока что единственный выход для Любови — это жить в Рукле, где за аренду жилья платить не надо, платны только коммунальные услуги, и пытаться лечиться в Йонаве”, — говорит представитель Caritas.

Она подчеркивает, что через полгода Любови будет полагаться всего 102 евро в месяц. В случае, если срок интеграции будет продлен еще на год, то в течение 1,5 года ежемесячно она будет получать по 102 евро.

”Трудно себе представить, что значит жить на такие деньги без близких, без бабушек, у которых можно пожить или которые дадут тебе мешок картошки. Так что Любови нужно осознать реальную ситуацию и решить, куда она переедет на период интеграции. Она надеется, что в Вильнюсе получит надлежащий медицинский уход, но и в Вильнюсе не все так просто: очереди большие, первые пять консультаций в поликлиниках бесплатные, а потом уже все платно. И это для всех, не только для нее. Бесплатное лечение ей положено, но точно так же, как и всем другим. Ведь лекарства тоже какие-то компенсируются, а какие-то нет. Все было бы проще, если бы у нее был статус беженца, но, к сожалению, реальность иная”, — заключает представитель Caritas.

Поделиться
Комментарии