Ученые из Университета Орхуса (Дания) сравнили черепа трехсот медведей, живших в разные периоды XX века. Кости были предоставлены для исследования Зоологическим музеем Копенгагена.

Как оказалось, чем в более позднюю эпоху жили эти животные, тем меньше были их черепа: разница в размере составляла 2–9%. По мнению исследователей, "мельчание" полярных медведей происходит из-за загрязняющих веществ, накапливающихся в их организмах, и из-за климатических изменений, которые заставляют животных тратить больше усилий на поиск пищи.

Под загрязняющими веществами специалисты подразумевают соединения, содержащие углерод и галогены: фтор, хлор, бром или йод. К таким веществам относятся растворители, пестициды, хладагенты, адгезивы и пр.

Обнаружилось также, что со временем изменилась и форма медвежьих черепов. Это более загадочное открытие, и объяснений данному факту ученые пока найти не могут. Предположительно, какую-то роль тут играет сокращение генетического разнообразия видов. Бесконтрольный отстрел полярных медведей, который велся в XX веке, мог привести к истощению генетического фонда этих млекопитающих, и в результате животные стали страдать от последствий инбридинга (близкородственного скрещивания).

Возможно также, что хлорсодержащие химические загрязняющие агенты негативно влияют на фертильность самок. Кроме того, предыдущие исследования показали, что существует связь между стойкими органическими загрязнителями и сокращением концентрации минералов в костях медведей. Нехватка минеральных веществ, в свою очередь, приводит к развитию у животных остеопороза.

Подготовлено по материалам Би-би-си.