Из четырех золотых олимпийских медалей, завоеванных посланцами Эстонии на Олимпийских играх в Москве, самый большой резонанс в республике вызвал триумф легкоатлета Яака Уудмяэ в тройном прыжке.

Победа над Санеевым

Если ватерполист Майт Рийсман, пловец Ивар Стуколкин и волейболист Вильяр Лоор победили в командных видах программы, то 25-летний прыгун из Тарту покорил олимпийский пьедестал в индивидуальной дисциплине, опередив при этом трехкратного олимпийского чемпиона Виктора Санеева и рекордсмена мира бразильца Жоао Карлоса де Оливейра.

- Свой лучший результат — 17,35 — я показал в третьей попытке, — вспоминает события тридцатилетней давности Уудмяэ. — В легкой атлетике тогда были не такие правила, как сейчас: все шесть прыжков я выполнял раньше Санеева. И перед его заключительной попыткой у меня в голове, честно скажу, крутились разные мысли: с одной стороны, я опасался какого-нибудь сюрприза от судей, а с другой, проигрывать в Москве я не имел права.

- Это почему же?

- За предыдущие полтора сезона Санеев ни разу не выиграл у меня. Так почему же я должен был уступить ему в Лужниках? В последнюю попытку Виктор — он был старше меня на девять лет — вложил все силы. Санеев опередил Оливейру — 17,24, но мой результат улучшить не смог.

- Бойкот Олимпиады-80 со стороны США отразился на результатах турнира в тройном прыжке?

- Если бы американцы приехали на Олимпиаду, возможно, медали бы распределились и по-другому. В то же время превзойти мой результат, показанный в Москве, никто в 1980 году так и не смог — по итогам олимпийского сезона я возглавлял список лучших прыгунов мира.

- Как отреагировал Санеев на свое поражение в Москве?

- Очень спокойно. Я бы не стал называть его выступление поражением. Для меня Виктор — легендарный атлет и пример спортивного трудолюбия. Когда я в 1972 году после окончания школы поступил в Эстонскую сельскохозяйственную академию и стал серьезно заниматься легкой атлетикой, он был уже знаменит. А познакомились мы в 1976 году: к тому времени Санеев выиграл свое третье олимпийское "золото", а я только что был включен в состав сборной СССР и приглашен на сборы в Сухуми.

- Санеев, кажется, родом из Абхазии?

- Верно. Но еще в начале 90-х он вместе с женой и сыном покинул Грузию и перебрался в Австралию. У меня с Виктором сохранились дружеские отношения, в октябре 2005-го мы виделись с ним в Тбилиси: Санеев отмечал 60-летний юбилей, а организовал его приезд на родину тогдашний президент Олимпийского комитета Грузии Бадри Патаркацишвили, который позже скончался при очень загадочных обстоятельствах.

Шампанское после победы

- Вернемся к Олимпиаде в Москве. Как вы отметили свое "золото"?

- После соревнований отправился на допинг-контроль, а затем — в Олимпийскую деревню. Там-то я и отметил свою победу, но очень скромно: это у меня соревнования закончились, а у других они продолжались. Был у нас в сборной СССР массажист Толик Ашеулов. Вот с ним-то мы и уединились в номере, распив за ночь шесть бутылок шампанского.

- День, когда выиграли Олимпиаду, запомнили навсегда?

- Конечно. Какие-то детали борьбы в Лужниках стираются в памяти — все-таки 30 лет уже прошло. Но день, когда я стал олимпийским чемпионом, помню — это случилось 25 июля 1980 года.

- Эту дату вы как-то отмечаете?

- А как же?! У меня даже установился ритуал: в день своей олимпийской победы утром я совершаю прыжок на стадионе, а вечером всей семьей мы отмечаем мою олимпийскую победу за обильно накрытым столом. Правда, в последние годы от утренней части программы пришлось отказаться.

Семья — главное богатство

- Что включал в себя наградной набор победителя Олимпиады-80?

- Денежная премия, квартира и талон на покупку автомобиля по госцене. По меркам того времени мы получили все, что могли.

- Как в денежном эквиваленте оценивалась золотая олимпийская медаль в 1980 году?

- Самая большая премия, примерно 3200 рублей, была, как принято говорить, "от Москвы". Была еще премия "от Таллина", а также от спортобщества "Йыуд". В Тарту мне поменяли трехкомнатную квартиру на четырехкомнатную. А вот с бежевой "Волгой" не повезло. На ее покупку потратил все премиальные и еще столько же добавил — 15 000 рублей тогда стоила "Волга". Однако машина часто барахлила и через год пришлось ее продать.

- Победителю Олимпиады-80 полагается какое-нибудь денежное вознаграждение в наши дни?

- Все олимпийские чемпионы, выросшие в Эстонии, получают финансовую поддержку. Раньше ЭОК платил 50 000 крон в год, а теперь сумма возросла — 72 000 крон.

- Где сейчас находится ваша золотая олимпийская медаль?

- Передал ее в тартуский Музей спорта. Там же хранится и мой нагрудный номер, под которым я выступал в Москве.

- Игры в Москве оказались единственным крупным соревнованием в вашей карьере. Почему?

- Конкуренция за место в сборной СССР была очень сильная: отбор на чемпионаты Европы (этот турнир, как и Олимпиада, проводится раз в четыре года) мне пройти не удавалось. А выступить в Хельсинки, где в 1983 году состоялся первый чемпионат мира, помешала травма.

- Своей спортивной карьерой, тем не менее, вы довольны?

- Вполне. Победа на Олимпиаде, конечно, приятна, она запоминается навсегда. Но мое самое большое достижение в жизни все же другое. У меня пятеро детей, семья — мое главное богатство.

Поделиться
Комментарии