В аптеке Кохтла-Ярве, например, где шприцы еще не выдают бесплатно, будний день уже сейчас выглядит следующим образом.


Без охраны — никак

Обычно экипаж охранной фирмы Falck прибывает в центральную аптеку Кохтла-Ярве, расположенную на окраине города, за пять минут до закрытия. У наркоманов выработалась привычка именно перед закрытием перепрыгивать через прилавок, хватать с витрины все, что под руку попадется, и давать деру. Патруль Falck помогает аптекарям "без особых потерь" покинуть место работы, поскольку велика вероятность, что какой-нибудь наркоман даст аптекарю по голове и заберет ключи.

Обычно наркоманы утром первые, а вечером — последние посетители аптеки. Днем их меньше. Каким-то чудом они умудряются открутить гайки на витринах и что-нибудь стянуть. Одновременно цепкий взгляд вора следит за сумками других посетителей. Если наркоману нужна доза, он не церемонится: лезет к окошку хоть по головам, расталкивая женщин, стариков и детей. Беда тому, кто попадется на пути. Бывает, даже угрожают грязным шприцем.

В кохтла-ярвеской аптеке за месяц расходится 300-400 шприцев и сотни игл, поскольку нередко наркоман покупает не новый шприц, а новую иглу. Аптекари уже знают своих "постоянных клиентов" в лицо. Правда, постепенно лица меняются: старые умирают, подрастают новые и среди новых все больше юных девочек.

На фоне всей это вакханалии представитель Института развития здоровья со спокойной совестью разглагольствует о том, что "аптеки стали бы дополнительной и доселе неиспользованной возможностью расширить обслуживание, чтобы мы дошли и до такого потребителя наркотиков, который по той или иной причине не готов прийти в пункт обмена шприцев". (см. Интервью)


Нашли Европу

Такая атмосфера постоянной опасности царит в обычной аптеке сейчас, когда шприцы еще не раздают, а продают за деньги. И в то же время действуют пункты обмена шприцев, которым следовало бы брать на себя "уход" за наркоманами. В Силламяэ, например, как утверждает заведующая аптекой Айме Толга, пункт открыт специально недалеко от аптеки. Именно для того, чтобы пощадить здоровье и имущество как аптекарей, так и обычных посетителей. Но и для того, естественно, чтобы путем обмена собрать использованные шприцы и уберечь детей, которые могут нечаянно пораниться.

Теперь же, как сказано в новой программе профилактики СПИДа, намечено поступать с точностью до наоборот: не защищать аптеки и посещающих их граждан от наркоманов, а превратить аптеки в наркоцентры. Это и называется "профилактикой" и "новой стратегией". Институт развития здоровья, основной автор стратегии, аргументирует свое намерение тем, что в Финляндии и Великобритании распределение шприцев через аптеки проводится очень успешно. При этом аптеки должны заниматься только раздачей шприцев, но не сбором.

"Союз аптекарей проявил большой интерес к профилактической работе и пожелал в этом активно участвовать", — сообщила эксперт по профилактике СПИДа данного института Кристи Рюйтель.

Неужели Союз аптекарей действительно проявил большой интерес?

Позиция члена правления Союза Толга однозначна — нет, ее аптека не хочет видеть дополнительные орды наркоманов.

"Ситуация тогда будет еще хуже, чем сейчас, — уверена она. — Может быть, шприцы следовало бы раздавать в аптеках крупных амбулаторий или торговых центров, где целый день есть охранники".


Может, и в школах?

Такого же, по сути, мнения придерживается и Тийна Ярве из Таллиннской аптеки Пелгулинна: "В Министерстве социальных дел прошел "круглый стол", на котором мы обсудили все "за" и "против". Я раздачу шприцев в аптеках не одобряю. С таким же успехом их тогда и в школах можно раздавать".

Она добавляет, что предположительно потребуется дополнительная рабочая сила. Но доходы уже сейчас невелики, едва удается сводить концы с концами.

Кая Степанова из Таллиннской аптеки Каламая утверждает: "Сейчас мы продаем шприцы только для того, чтобы болезнь не распространялась".

Она тоже считает, что в аптеках матери с детьми вряд ли захотят видеть рядом с собой наркоманов с окровавленными шприцами, проблему надо решать как-то иначе. И опять тот же вопрос: как покрыть дополнительные затраты, которые повлечет за собой раздача шприцев.

Опрашиваю еще нескольких аптекарей части города, где больше всего наркоманов. Все они клянут эту "новую стратегию" на чем свет стоит. Поскольку наркоманы их уже достали, то в разговоре на эту тему аптекари не всегда "политкорректны", допущенные ими крепкие словечки мы опустим.

Возникает вопрос, чьи интересы Союзу аптекарей важнее — обычных клиентов или наркоманов?


Англия, о как

Еще раз перечитываю фразу из присланного "Вестям" Институтом развития здоровья разъяснения, где говорится о всесторонней поддержке аптекарей. И фразу из интервью Кристи Рюйтель (см. ниже), где сказано о "большом интересе" аптекарей. В связи с этим хотелось бы знать, чьи же интересы на самом деле представляет Союз аптекарей, если из беседы с аптекарями очевидно, что никаким интересом и не пахнет. Просто мистика какая-то.

Когда листаешь эстонские газеты и видишь заголовки новостей на тему наркомании, невольно складывается впечатление, что из наркомана незаметно формируют "клиента", которого надо очень дружелюбно, сообразно его желаниям, "обслуживать". Наркомания уже как бы и не порок, а наркоман — не безнадежно больной человек и с большой долей вероятности вор, а полноправный член общества, по отношению к которому надо проявлять "толерантность". Не только некоторым кабинетным чиновникам, но и ряду журналистов не помешало бы поближе познакомиться с истинным положением вещей и провести денек в аптеке Кохтла-Ярве.

"В Таллинне откроется центр, который будет менять наркоманам шприцы", провозглашает одна газета. Ей вторит другая: "Город выделяет на обмен шприцев 170 тысяч крон". А вот еще одно радостное известие: "В Таллинне будут наркоцентры, как в Англии". Воображение невольно рисует идиллическую картину кайфующих на английском газоне наркоманов; поодаль — элегантное здание клуба. Что-то вроде Шотландского клуба в таллиннском Старом городе.


Кругом показуха

Спрашиваю у имеющей большой опыт профилактики СПИДа Нелли Каликовой, неужели чиновники так далеки от жизни. Или теперь так и есть, что существуют "клиент" и "услуга", а обычный гражданин должен воспринимать наркозависимого как себе подобного и помогать ему по возможности безболезненно словить кайф. Каликова утверждает, что слово "обслуживание" наши чиновники просто тупо переняли из английского. Точно так же "обслуживанием" стала у нас и врачебная помощь. Она лично всегда была против этого, медицинская помощь не может быть услугой. Относится это и к наркомании. Обслуживают парикмахер и сапожник.

Каликова говорит, что активному наркоману приходится непрерывно воровать. На раздаче шприцев аптека потеряет больше, чем сумеет заработать. Без дополнительных денег ни одна аптека этим заниматься не станет.

Намерение заставить аптеки раздавать шприцы Каликова считает просто подражанием  — один к одному — зарубежным моделям. Похоже, что авторы идеи не очень хорошо представляют, что на самом деле в Эстонии происходит. Вернее, представляют лишь теоретически. У аптек прибавится головной боли, необходимы, например, отдельные входы для наркоманов и отдельные работники.

"Прежде чем отправляться что-то изучать за границу, надо на месте немного оглядеться", — считает Каликова. По ее мнению, следует сохранять и приумножать пункты обмена шприцев. И надо благодарить аптеки за то, что они продают шприцы, и просить, чтобы не прекращали этого делать.

"Это какая-то программа построения коммунизма. Большая и красивая. Но невыполнимая",  — так отзывается Каликова о стратегии борьбы с ВИЧ и СПИДом на 2006-2015 годы.


Отвечает эксперт по профилактике ВИЧ и СПИДа Института развития здоровья Кристи Рюйтель.

 — Готовы ли вы и к тому, что у аптек может вообще отсутствовать интерес к раздаче шприцев, поскольку их прибыли уже сейчас слишком малы для того, чтобы брать еще дополнительные обязательства?

 — Основная нагрузка в раздаче шприцев так или иначе будет ложиться на пункты обмена шприцев. Аптеки стали бы дополнительной и доселе неиспользованной возможностью расширить обслуживание, что мы дошли и до такого потребителя наркотиков, который по той или иной причине не готов прийти в пункт обмена шприцев.

Чтобы снизить вероятность того, что ни одна аптека не захочет заниматься новым делом, следует наладить обучение аптекарей. Союз аптекарей уже проявил большой интерес к этой работе и осознает, что может внести вклад в борьбу с распространением эпидемии ВИЧ. Это великолепная основа, на которой можно построить свою дальнейшую деятельность.

 — Государство намерено как-то компенсировать аптекам эту дополнительную работу, учитывая тот факт, что аптекари все-таки не хотели бы видеть наркоманов в одной очереди с матерями, детьми и другими постоянными клиентами? Если да, то в каком размере?

 — О конкретных суммах говорить пока рано, сначала надо тщательно обсудить этапы работы. В ходе пилотного проекта выяснится объем работы, необходимость и размер возможных дополнительных выплат.

 — Если я правильно понимаю, речь идет только о раздаче шприцев, не об их обмене. Нет ли тут опасности, что использованные шприцы будут повсюду валяться, если аптеки не будут их собирать?

 — Утилизация использованных шприцев проблематична так или иначе. С точки зрения профилактики ВИЧ, действительно, важен сбор и обезвреживание грязных шприцев, как потенциального источника заражения. Сейчас наркоманы сами покупают шприцы в аптеках. Бесплатная раздача вряд ли приведет к разбрасыванию их возле аптеки. Колются люди обычно в конкретных местах, например, квартирах, где, увы, могут остаться разбросанными грязные шприцы. Аптеки могли бы забирать и использованные шприцы, причем не только те, которыми кололи наркотики. Уничтожение их должно производиться в соответствии с существующим законом. Для этого нужны дополнительные средства. У пунктов обмена шприцев есть сейчас договоры с фирмами по обработке отходов, куда они и отправляют собранные шприцы.

Поделиться
Комментарии