Перебои с электричеством в городке случаются по нескольку раз в день, воздух сильно загрязнен — нос забивает серой жижей, стоит едкий запах химикатов, а тишины не бывает никогда. Потому что производство не знает остановок. Если здесь замерить уровень шума часа в три утра, то он, вероятнее всего, окажется выше, чем где-нибудь в Старом городе возле самого шумного таллиннского бара. Все время кажется, будто где-то рядом то ли приземляется, то ли взлетает вертолет.

Всякий раз, когда мне доводится здесь бывать (дважды в год), возникает вопрос: как же так? У нас в Эстонии чистый воздух, романтические лесные тропы, оглушительная тишина болот и чистая родниковая вода. Романтики утверждают, будто производство экологически безвредно и его можно вернуть в Европу. Но куда? И кто станет на нем работать? Швеи нынче в дефиците. Да и хотим ли мы этого вообще? Поверьте, лично я не хочу. Большая часть людей, живущих в благополучном обществе, даже не представляет, как делают футболки. С их производством они никогда не соприкасались. В школах это не изучают.

Десятилетиями мы бились над тем, чтобы перевести промышленность в более дешевые регионы, и преуспели в этом. Только глупо теперь делать вид, будто промышленности вовсе не существует! Она есть. На расстоянии шести часов перелета. Со всем, что ей сопутствует, − с шумом, загрязнением среды, отходами, токсинами − и все только для того, чтобы мы могли набить сумку дешевыми тряпками в магазине. Как будто мы не понимаем, что это глупо. Как будто мы не осознаем, что это не экологично. Как будто мы не знаем, как сделать лучше. Странно то, что на самом деле мы все знаем и понимаем, но ничего не меняем. По-прежнему открываются все новые торговые центры, по-прежнему мы отправляем тонны вполне пригодной одежды на свалки или в центры повторного использования, чтобы купить себе новые тряпки, оправдывая себя тем, что беднякам наша поношенная одежда наверняка пригодится. Если не в Эстонии, то в Африке уж наверняка. Не понимаем, что важнейшей проблемой даже самого бедного населения планеты давно уже является не одежда. Проблема в нехватке чистой воды, воздуха и земли, на которой можно было бы выращивать пропитание.

Скомандовать "пусть сделают!" — как мы привыкли, в данном случае некому. Надо поднять задницу с дивана и начинать действовать самим. Принимать ответственность за свои поступки на уровне государства, предприятия, на личном уровне. Именно так. На уровне государства. На уровне предприятия. На личном уровне. На уровне всех нас. Действовать так, чтобы не причинять ущерб другим, не плодить проблемы, а решать их, работая сообща. Сотрудничая на уровне государств, предприятий, на уровне людей.

Поделиться
Комментарии