В двадцати километрах от города Котка, на юго-восточном побережье Финляндии, находится крошечный городок Хамина. Это бывшая военная крепость, спроектированная и построенная под руководством великого русского полководца Александра Суворова. Сейчас от былой неприступной цитадели сохранился лишь один бастион, под стенами которого местные власти проводят разнообразные мероприятия: от собачьих шоу до футбольных матчей на снегу. Но самое грандиозное событие — ежегодные фестивали военных оркестров, съезжающихся со всего мира.

Некий "милитаристский" ореол Хамина придает и военная школа офицеров-резервистов, в которой проходят переподготовку все финны призывного возраста — от безработных до членов правительства.

Надо сказать, что в этой части Финляндии (в окрестностях Котка) русский дух витает повсюду. Тут и там встречаются кафе, в названиях которых на разный лад обыгрывается имя Катариина (производное от Екатерины II). Вообще к русским царям у финнов отношение очень доброе. Так, Николая II они называют по-домашнему Николасом. Что и не удивительно: ведь именно российское самодержавие предоставило Финляндии административную автономию. А до этого у финнов никогда не было даже намека на какое-то государственное образование. Но особую любовь коренные обитатели этих краев испытывают к Александру III, считая его чуть ли не своим земляком.

Венценосные дачники

Дело в том, что неподалеку от Хамина в живописном местечке Лангинкоски, расположенном в дельте реки Кюмийоки, находится "рыбачья изба", по сути дача, в которой Александр III, заядлый рыбак, любил отдыхать летом с семьей. Впервые русский цесаревич приехал половить лосося в Лангинкоски в 1880 году. Очарованный красотой этого уголка Финляндии, Александр сказал: "Я обязательно сюда вернусь!"

А места там действительно очаровательные: бушующая, перекатывающаяся через пороги река, а по берегам — чистый сосновый бор, блистающий изумрудной зеленью. Удивительно, но там, чуть в стороне, в глубине леса до сих пор сохранилась (отреставрированная, конечно) маленькая православная часовня, построенная монахами Валаамского монастыря в начале 19-го века. Лет пятьдесят монахи, получившие в дар от Императора Павла I право рыбной ловли на двух порогах реки Кюмийоки, ловили лосося в Лангинкоски.

В 1884 году, уже будучи Императором, Александр III приехал в Лангинкоски вместе с Императрицей Марией Федоровной, датской принцессой по происхождению. В странах Северной Европы она известна как Императрица Дагмара. У Александра был старший брат Николай, обрученный с Дагмарой. Но Николай умер еще молодым. Александр стал наследником престола и женился на принцессе Дагмаре. Их брак оказался счастливым, у них было шестеро детей. Именно тогда, в свой второй приезд, Государь Император пожелал, чтобы на берегу реки в Лангинкоски для венценосной четы построили рыбачью избу.

Проект "избы" сделали аж три самых известных финских архитектора. И право ловли лосося на речных порогах было торжественно передано Александру III. Императорская семья вела в Лангинкоски простую дачную жизнь. Император сам колол дрова и носил воду, а Императрица занималась стряпней. Но посуду мыть, как говорят, она не любила. Некоторые приближенные Императора шепотом возмущались, что русский царь летом живет в финляндской глуши, питаясь ухой. В то время с городом Котка не было даже железнодорожного сообщения.

Официально новоселье на царской даче справляли летом 1889 года. Среди гостей были Королева Греческая и Герцогиня Эдинбургская. Во время торжественного обеда Государь стоя произнес тост за Финляндию.

Несколько лет царская чета проводила летнее время в Лангинкоски. В последний приезд в рыбачью избу был привезен личный штандарт Императрицы, поднятый под звуки Бьёрнеборгского марша.

Очарование уединенности

После смерти Александра III рыбачья изба большую часть времени пустовала. Император Николай II побывал в Лангинкоски лишь однажды, осенью 1906 года. Особого интереса это место у него не вызвало. В поездке с Императором была Императрица и все их дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Во время Первой мировой войны вдовствующая Императрица Мария Федоровна возглавляла Русский Красный Крест и передала в его распоряжение рыбацкий домик в Лангинкоски, где выздоравливали раненые солдаты.

После получения Финляндией независимости в 1917 году домик перешел в собственность государства и стал потихоньку ветшать. Только в 1933 году там был создан музей, а окружающая территория была объявлена заповедником. Постепенно изба приобрела свой первоначальный облик. Там до наших дней сохранилась подлинная мебель из березы, шторы на окнах, ковры, фарфоровая и медная посуда, которыми пользовались Александр III и его домочадцы. А также личная пила и топор Императора.

В наши дни Лангинкоски уже не выглядит неким "медвежьим углом". Но очарование уединенности там все равно сохраняется. Может, именно поэтому так тянуло Александра III в рыбачью избу из золоченных палат Санк-Петербурга.

Поделиться
Комментарии