Прежде всего нужно учитывать, с какой нагрузкой способен справиться растущий организм. Считается, что ребенку 10–14 лет необходимо для сна около девяти часов в сутки, а подростку 14–18 лет — около восьми часов. В среднем ученик проводит в школе шесть-семь часов.

Поэтому закон устанавливает строгие рамки: трудовой день у 7–12-летних детей должен длиться не более трех часов в день; у школьников 13–14 лет он может быть четыре часа; у подростков начиная с 15 лет рабочий день длится шесть часов в день; для 16-17-летних планка еще чуть выше — семь часов.

Человек — существо адаптивное

Ограничения неспроста: психолог Алеся Лисецкая считает, что при постоянном недосыпании сознание человека начинает путаться, что может выражаться в эмоциональной нестабильности, высоком уровне тревожности, отсутствии самоконтроля, повышенной агрессивности. Растущему организму это точно ни к чему.

”Замечу, что тема очень неоднозначная. В свое время по определенным причинам время для получения школьного образования было растянуто, что, в свою очередь, отдаляет момент присоединения молодых людей к рабочей деятельности. Многие, желая получить более ощутимую самостоятельность, подкрепленную финансовой свободой, устраиваются на работу. И тут я как мама взрослых детей-школьников испытываю удовольствие от того, что мои дети взяли на себя ответственность и могут отвечать за некоторые свои желания и потребности”, — говорит психолог.

Алеся Лисецкая добавляет, что человек — очень адаптивное, если не самое адаптивное существо на планете.

”Хотя как идеалист я хотела бы, чтобы дети оставались как можно дольше детьми”, — заключает она.

Правда, летом, когда уроков в школе нет, нагрузка у детей поменьше, но закон не устанавливает сезонных исключений. Более того, еще до 1 июля прошлого года детям разрешалось работать и того меньше.

Причины разные

Причины, почему школьники выходят на работу, самые разные. Чаще всего дети хотят быть независимыми от родителей, иметь свои карманные деньги.

Десятиклассница Дарина именно по этой причине пошла работать в магазин Maxima.
”Мне, как и любому другому, нужны были деньги. Имелись две свободные недели на каникулах, на которые у меня не было никаких планов. Просто бездельничать не хотелось. И тут появилась возможность пойти работать”, — рассказывает она.

Дарина живет в Йыхви, и тут есть еще вот какая сложность: большинство предложений о работе — в самых крупных городах. Если посмотреть предложения на порталах по поиску работы, то в таких местах, как, например, Кивиыли или Палдиски, ваканский практически нет. Но кто ищет — тот всегда найдет.

”Я решила пойти именно в Maxima, так как знаю, что туда можно довольно легко устроиться, — говорит Дарина. — Требования были выполнимыми — мне нужно было расставлять товар по полкам. Я практически не уставала. По моему мнению, это подходящая работа для подростков, у которых есть желание заработать денег и провести время с пользой”.

Немного поработав, девушка сосредоточилась на учебе, но летом собирается продолжить.

”Три месяца — прекрасный повод не только отдохнуть, но и заработать”, — говорит она.
Сейчас пора экзаменов, и многие ребята не могут совмещать работу с учебой. Но ученица 12-го класса Дагне продолжает трудиться официанткой и экзаменов не боится. По ее словам, совмещать учебу с работой непросто, но она делает все, что в ее силах, и справляется.

Дружина нарасхват

Чем раньше ты начнешь искать работу, тем лучше. У самых предприимчивых планы на лето уже сформировались. Причем ищут не только работу, но и практику, за которую платят не всегда и не везде.

По утверждению специалиста по коммуникации портала CVkeskus Хенри Аувяэрта, чаще всего ребята интересуются практикой в таких областях, как туризм, инфотехнологии, бухгалтерия, обслуживание, здравоохранение.

Есть у нас и так называемая ученическая дружина — Õpilasmalev. На сайте malev.ee указаны самые популярные места для школьников на лето — это работа на заправках и работа по уборке. Рабочий день длится пять часов, платят около трех евро в час. Но в дружину попадают лишь избранные счастливчики — места расхватывают в первые же минуты после открытия регистрации.

В этом году регистрироваться можно будет как раз в день выхода нашей газеты, 2 мая, начиная с 15 часов. Руководитель этого проекта Отт Вяли подтверждает, что все группы заполняются достаточно быстро, поэтому желающим попасть в ученическую дружину нужно проявить расторопность.

Язык — это важно

Если зайти на сайт по поиску работы CVkeskus и вбить в поиск слова ”летняя работа”, то можно увидеть, что больше всего требуется обслуживающий персонал. Специалист портала Хенри Аувяэрт подтверждает, что это самая популярная сфера.

”Молодежи предлагают работать официантами в кафе, ресторанах, помощниками и горничными в гостиницах. Наиболее популярной является работа в магазинах”, — говорит он.
От кандидатов неизменно требуют знания эстонского языка. Предыдущий опыт тоже приветствуется, хотя далеко не всегда.

Видеть у себя несовершеннолетних хотят не все. Например, продавец-консультант в H&M должен знать эстонский язык, и ему должно быть 18 лет. А вот предыдущий опыт тут как раз не важен.

А ресторану Maikrahv подойдет и кандидат в возрасте 17 лет, но и он должен знать эстонский. На вопрос, на каком именно уровне, в ресторане ответили, что надо быть способным хотя бы общаться по-эстонски. Остальному научат на месте.

Буква закона

Из Закона о трудовом договоре следует, что работодатель может заключить договор с подростком 13–14 лет или с подростком 15–16 лет и разрешить ему выполнять легкую работу. Ребенку 7–12 лет разрешено выполнять легкую работу в сфере культуры, спорта или рекламы.

С точки зрения закона, легкой считают работу, которая не требует больших физических усилий. Например, уборка ягод, раскладывание продуктов, сервирование столов, изготовление сувениров, уборка помещений.

Есть довольно конкретные ограничения. Так, если работа опасна для здоровья несовершеннолетнего или превышает его физические возможности, то ее давать подростку нельзя. Например, школьнику, не достигшему 16 лет, запрещено поднимать тяжести свыше пяти килограммов. Так что 15-летнего вряд ли возьмут работать грузчиком, задача которого заключается именно в том, чтобы таскать тяжелые вещи.

Также работодатель должен иметь в виду, что подростку запрещено обращаться с алкоголем и с сигаретами. Допустим, работающий в ресторане несовершеннолетний не может сам налить бокал пива клиенту и даже отнести его на стол, если бокал наполнил бармен. С точки зрения законодательства, это будет считаться нарушением. Так что работающим в местах общепита подросткам обычно достается уборка столов и мытье посуды.

Работодатель должен зарегистрировать своего работника в Трудовом регистре. Если ребенку 7–14 лет, то сделать это надо в течение десяти дней. 15-летние работники и старше должны быть занесены в регистр с первого же дня.

Также надо предоставить в регистр согласие родителя или опекуна ребенка. Без такой бумаги допускать несовершеннолетнего к работе нельзя. Инспектор Налогово-таможенного департамента может в любой момент осуществить проверку — связаться с подростком, с работодателем, с родителем или опекуном.

Родителям невыгодно, но семья все же в плюсе

Парадоксальным образом для родителей или опекунов ситуация с работающими детьми оказывается невыгодной. Дело в том, что при подаче налоговой декларации они имеют право на дополнительные 1848 евро не облагаемого подоходным налогом дохода за каждого ребенка, начиная со второго, пока ему не исполнится 18 лет.

И если в семье как минимум два ребенка, и второй (третий, четвертый и так далее) ребенок на каникулах идет работать, то эта дополнительная не облагаемая налогом сумма сократится ровно на столько, сколько он заработает. Допустим, сын получил за три летних месяца зарплату 848 евро. Значит, при подаче декларации в следующем году мама сможет указать в качестве не облагаемого налогом бонуса за ребенка только 1000 евро (1848–848 = 1000).

Получается, что зарплата ребенка не добавляется к семейному бюджету, а вычитается из доходов родителей?

Однако эксперты Министерства финансов с такой постановкой вопроса не совсем согласны. В Минфине отмечают, что эти 1848 евро — установленная государством дополнительная льгота для родителей, а если ребенок ходит на работу и сам получает облагаемую налогом зарплату, то у него тоже есть право на не облагаемый налогом доход. Причем у ребенка необлагаемая сумма более чем в три раза выше — 6000 евро в год. Поэтому, отмечают в Минфине, если ребенок сам использует освобождение от уплаты налогов, то он не может, образно говоря, передать это право еще и родителям.

”Работа ребенка все равно приносит доход семье. Нельзя сказать, что полезнее было бы сидеть дома”, — считает вице-канцлер Министерства финансов Дмитрий Егоров.
По его словам, тут важно учивыть ситуацию в комплексе, а общий доход семьи не уменьшается.

”Не облагаемый подоходным налогом доход ребенка в три раза больше того, что родитель мог бы получить за него, если ребенок сидел бы дома”, — еще раз отмечает Егоров.

Поделиться
Комментарии