Курсантская быль

Пару месяцев назад кто-то извлек на свет божий номер детского журнала "Pioneer" аж за 1983 год, в котором была напечатана статья под гордо звучащим названием "Курсант". Точнее, не статья, а интервью с курсантом Таллиннского Высшего политического военно-строительного училища Аларом Ланеманом. Будущий политрук поделился своими мыслями по поводу важности политической работы в Советской армии. В тот день члена комсомольского комитета батальона курсанта Ланемана принимали кандидатом в члены КПСС.

Насколько известно, эстонцев в таллиннском военном училище было очень мало. Ежегодно во все районные военкоматы рассылались строгие приказы обеспечить поставку в училище курсантов эстонской национальности. Им (потенциальным курсантам) заранее, еще до начала учебы, обещали всякие блага. Например, оставить на службе в Эстонии в тех же самых военкоматах по месту жительства. Но ничего не помогало. Эстонцы не шли в военно-строительное, да еще и политическое училище. Поэтому каждый эстонский курсант ценился в училище чуть ли не на вес золота. Так что молоденького в то время Алара Ланемана, скорее всего, ожидала непыльная служба в военкомате одного из тихих районных эстонских городков.

Но судьба распорядилась иначе. Эстония восстановила свою государственную независимость, и Алар Ланеман дослужился в эстонской армии до чина бригадного генерала. Тогда как в Советской армии он ушел бы на пенсию, вероятнее всего, в звании майора.

Более того, сейчас Алар Ланеман далеко не последний человек в эстонской армии. Он возглавляет Генеральный штаб Сил обороны Эстонии. И вот на такую важную персону в нашем оборонном ведомстве вдруг выкатывается компромат из журнала "Пионер".

Военные, как им и положено, отреагировали достаточно оперативно. Четвертого июля исполнявший обязанности командующего вооруженными силами, заместитель начальника Генерального штаба полковник Неэме Вяли, подписал приказ о начале служебного расследования по поводу "возможного распространения данных, дискредитирующих высшего офицера вооруженных сил".

Тем же приказом за подписью полковника Вяли для ведения расследования создали — под руководством главного инспектора вооруженных сил лейтенант-полковника (то есть, подполковника) Юри Ярвелайнена — комиссию, в состав которой, помимо прочих, вошли руководитель военной полиции майор Эдуард Кикас и начальник "информационного отдела" генштаба (кажется, так называется у нас военная разведка) майор Пеэтер Тали. Главный военный инспектор должен представить доклад с результатами расследования командующему Силами обороны не позднее 10 августа.


А был ли мальчик?

Журналисты предположили, что весь сыр-бор разгорелся из-за статьи в "Пионере" о тогдашнем курсанте, а ныне бригадном генерале Аларе Ланемане потому, что никаких иных компрометирующих материалов о высших офицерах эстонской армии в последние месяцы никто не распространял. Генштаб не подтвердил, но вначале и не опроверг эту информацию.

Заместитель комиссии по обороне Рийгикогу Тривими Веллисте отказался комментировать содержание статьи в "Пионере", сославшись на то, что он ее не читал. Однако добавил, что прошлое каждого высшего офицера должно быть известно, и там (в прошлом) нельзя ничего скрывать. Одновременно Веллисте выдвинул предположение о причинах назревающего скандальчика: "Если кто-то на кого-то что-то накопает, то это обычно отражает соперничество".

Ну, что же, и эта версия имеет право на существование. Современная армия — это та же бюрократическая структура, в которой на высшие командные должности пробиваются, как правило, не за боевые заслуги, а в результате всевозможных интриг и всяческих закулисных комбинаций.

Глядя на наших генералов в парадных мундирах, сплошь увешанных крестами и медалями, всегда удивляешься, за что они их получили? Вроде и войны, слава Богу, не было, а большинство из высших офицеров Сил обороны чуть ли не прогибаются под тяжестью навешанного на их груди железа. Но это так, к слову пришлось.

После появления в прессе сообщений, "дискредитирующих" начальника генштаба Ланемана, последовало и официальное опровержение. Главный "информатор" Сил обороны Пеэтер Тали заявил, что никакого служебного расследования по поводу бригадного генерала Ланемана не ведется. По словам Тали, нет никаких оснований начинать расследование из-за "статьи, опубликованной в журнале советского времени", добавив для убедительности, что Алару Ланеману нечего скрывать в своем прошлом. По оценке майора Тали, эта статья в "Пионере", как и былая принадлежность человека к коммунистической партии, "не имеет никакого значения".


У политиков на уме — у военных на языке

Что импонирует в военных, так это их прямолинейность. Чего стоит следующий комментарий майора Тали: "Если кто-то когда-то входил или не входил в коммунистическую партию — какая в этом разница? Сейчас у нас же премьер-министр, который не только был членом коммунистической партии, но был даже партийным функционером на зарплате".

После таких слов невольно задумаешься о базисных основах эстонской государственности. Представим гипотетическую ситуацию, что перестройка не случилась и СССР не развалился бы. И мы до сих пор жили бы не в ЭР, а в ЭССР. В этом случае, кто бы нами руководил? Кто бы хозяйничал в Кадриоргском дворце, сидя в кресле председателя Верховного совета ЭССР? С большой долей вероятности можно утверждать, что тот же самый человек, что и сейчас, — Арнольд Рюйтель. Действительно, тяжело не согласиться с логикой майора Тали: какая разница, как именуется глава государства — председателем или президентом? От перемены названия суть не меняется.

А кто возглавлял бы правительство ЭССР? Здесь, конечно, выбор кандидатов значительно шире. Но, тем не менее, достаточно велика вероятность, что одним из реальных претендентов на должность председателя Совета министров ЭССР был бы никто иной, как нынешний премьер Андрус Ансип, который за это время вполне мог бы вырасти от простого "партийного функционера на зарплате" до партийного номенклатурщика высшего разряда.

А кто руководил бы эстонской комсомольской гвардией, шедшей, как известно, в первых рядах строителей коммунизма? На роль комсомольского вожака вполне мог бы сгодиться тот же Март Лаар, который, следуя веяниям времени, быстренько перекрасился в ярого националиста. А ведь Лаар вступил в ряды Коммунистической партии Советского Союза чуть ли не за год до восстановления независимости Эстонии, то есть как раз в то время, когда все сообразительные люди оттуда уже бежали. Дйствительно, какая разница — прославлять "Моральный кодекс строителя коммунизма" или "эстонскую национальную идею"?

Не будем гадать, кто бы мог стать первым секретарем ЦК Компартии Эстонии, ограничившись предположением, граничащим с убежденностью, что и этот несостоявшийся партийный босс республики в настоящее время заседает в Рийгикогу.

Думается, что и в целом депутатский корпус Верховного Совета ЭССР выглядел бы процентов на семьдесят (если не больше) так же, как и нынешний состав Рийгикогу. Может быть, с единственной поправкой — народных избранников с неэстонскими фамилиями на Тоомпеа было бы чуть больше.

Ну, и наконец, самое интересное — а кто возглавлял бы Республиканский военный комиссариат ЭССР? Ведь опять же, следуя логике рассуждений майора Тали, что республиканский военкомат, что генштаб Сил обороны — какая разница?

Так вот, логично предположить, что вряд-ли в ЭССР, дожившей до сего времени, нашлась бы лучшая кандидатура на пост республиканского военкома, чем нынешний начальник Генерального штаба Сил обороны Эстонии бригадный генерал Алар Ланеман — выпускник Таллиннского высшего политического военно-строительного училища, бывший комсомольский активист, вступление которого в коммунистическую партию освещала республиканская пресса в лице журнала "Пионер". С той лишь разницей, что в советской армии вряд ли Ланеман дотянул бы до генеральского чина, остановившись на звании полковника.

Такая вот "пионерская" правда получается!

Поделиться
Комментарии