С ноября прошлого года экономические новости напоминают сводки с фронта, сообщающие о катастрофических потерях. Практически в одно время вставшие стройки по всей Балтии и России лишили смысла работу AS Silbet — крупного производителя блоков из пенобетона, 90% продукции которого шло на экспорт. Остановившие конвейеры автозаводы в России и Швеции ударили по AS Norma — производителя ремней безопасности. Полностью прекратили производство Кехраская бумажная фабрика и азериский завод AS Wienerberger по производству кирпича и черепицы. Закрылось и множество мелких фирм, не говоря уже о том, что многие предприятия были вынуждены хоть немного сбавить обороты и сократить некоторое количество работников.

Но недавно Кехраская фабрика, получив заказы на несколько месяцев вперед, возобновила работу, ожил и завод AS Wienerberger по производству черепицы в Азери, руководство фирмы намерено весной продолжить производство кирпича. Поскольку речь идет о многих сотнях рабочих мест, новости очень даже приятные. Но что они значат для эстонской экономики в целом?

— К сожалению, не значат ничего, — констатирует известный экономист, советник Эстонского фонда развития Хейдо Витсур. — Пока это лишь единичные случаи, которые не меняют общего тренда. Экономика Эстонии продолжает падать, когда это прекратится, трудно сказать. Поскольку Эстония сильно завязана на внешние рынки, многое зависит от успеха тех антикризисных мер, которые предпринимают сейчас ведущие государства мира — США, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия... Что-то может проясниться уже в марте.

С коллегой согласен и ректор Института экономики и управления (ECOMEN) профессор Ханон Барабанер.

— К моему глубокому сожалению, это лишь единичные удачные всполохи, которые пока не меняют общей тенденции к спаду, — считает он. — Просто некоторые предприятия уловили отдельные всплески спроса, которые еще нельзя назвать постоянными. Те, кто реально что-то строит, пользуются моментом, когда из-за кризиса упали цены на стройматериалы, и их спрос способствует небольшому оживлению отрасли. Но таких покупателей пока очень мало.

Барабанер добавил еще один интересный факт: в последнее время резко выросли продажи турпакетов. Но и это еще не может служить обнадеживающим показателем. В современной ситуации вообще высок риск повторения сценария Великой депрессии, когда предприятия на время оживали, но потом вновь останавливали производство.

— Я считаю, перелом, даст Бог, наступит не ранее конца нынешнего года, а то и вовсе в следующем году, — заключает Барабанер.

Витсур советует следить за состоянием финансовых рынков, которые по-прежнему изрядно лихорадит.

— Примерно через полгода с того момента, когда стабилизируется финансовая ситуация, пойдет в гору и остальная экономика, — считает он.

Поделиться
Комментарии