Несмотря на то что министр иностранных дел России Сергей Лавров на днях высказался против идеи ввести экономические санкции в отношении Эстонии, наши бизнесмены продолжают работать в весьма напряженном состоянии. И вопрос сегодня заключается даже не в том, последует ли правительство России советам Государственной думы, настаивающей на том, чтобы наказать Эстонию за войну с памятниками. Работающие на соседнем рынке эстонские предприниматели опасаются, что их российские партнеры прикроют свой бизнес с эстонцами без всяких команд сверху. Просто потому, что для русского человека неприемлемо определенное отношение к истории войны, по-прежнему называемой в России Великой Отечественной.

Мы и сами с усами или лучше подумать?

Напомним, что известный экономист академик Михаил Бронштейн на страницах нашей газеты неоднократно говорил о реальности экономических санкций со стороны России и о тяжелых последствиях, которые эти санкции могут для нас означать. Вернувшись на днях из Москвы, где Бронштейн встречался с достаточно влиятельными и информированными людьми, он остался на своей прежней позиции: санкции, чтобы ни говорили отдельные российские официальные лица, по-прежнему вполне реальны.

Советник Министерства экономики Хейдо Витсур вчера не согласился с Бронштейном в вопросе о реальности санкций. Однако признал, что в любом случае явно ухудшившиеся отношения с соседней страной чреваты для Эстонии негативными последствиями. В качестве примера Витсур привел транзитные пути из Азии в Европу и Америку. Пока что эти пути частично проходят через Эстонию, однако, по мнению советника, те же Китай и Казахстан внимательно следят за ситуацией и в один момент могут решить, что для них выгоднее возить товар через более дружественные по отношению к России страны — например, через Литву.

Некоторые издания и политики продолжают утверждать, что лишиться части транзита, а то и вообще ликвидировать эту отрасль экономики, для Эстонии не страшно. А может быть, даже полезно — таким образом, мол, освободятся рабочие руки, которых не хватает в других отраслях, да и экономическая зависимость от России станет меньше. В частности, на эту тему на днях говорил бывший банкир, а ныне депутат Рийгикогу от объединенных лааровцев Олари Тааль. За этими разговорами, явно или неявно, стоит утверждение, что Бронзового солдата, который и стал последним поводом для обострения эстонско-российских отношений, нужно сносить, невзирая ни на что. В таком же духе, как известно, неоднократно высказывался и премьер-министр Андрус Ансип.

Каждый водитель кормит семь человек

Председатель Ассоциации международных автоперевозчиков Эйнар Вельбаум считает абсолютно неверными утверждения о том, что транзит — ненужная для экономики Эстонии отрасль. Вельбаум напоминает, что транзит — это не только железная дорога, но, например, и международные автоперевозки, на которые сегодня в Эстонии работают 5300 автомобилей. Примерно половина из них обслуживает перевозки с Россией, причем каждый водитель обеспечивает работой еще семь-восемь человек — складских рабочих, электриков, ремонтников и так далее.

Вельбаум обращает внимание на то, что наши северные соседи, то есть финны, вкладывают в развитие транзита и логистики миллиарды государственных средств и очень переживают по поводу того, что, тем не менее, все большая часть транзитных потоков направляется в последнее время в Эстонию. "У нас развитие отрасли целиком возложено на частный сектор, и вот теперь некоторые политики хотят отобрать у нас бизнес, в который мы вложили огромные деньги и труд", — возмущен он.

По мнению Вельбаума, разговоры о том, что от возможных санкций в отношении Эстонии пострадает прежде всего сама России и российский бизнес как минимум наивны. "Россия — огромная страна, способная сама обеспечить себя портами и всем необходимым для перевозок и торговли, — напоминает он. — А вот мы без российских грузов долго не протянем". Он напомнил, что кое-какие последствия войны с памятниками Эстония на себе уже испытала — в частности, именно из-за этого был заморожен проект строительства нового моста через Нарову.

Игра не стоит свеч, но выборы превыше всего

За разговорами о том, насколько опасна для Эстонии потеря транзита, как-то забылись те многочисленные бизнесмены, которые продают в России свою продукцию. Между тем, как выясняется, и они озабочены последними политическими событиями.

Бывший депутат Рийгикогу Урмас Лахт сейчас занимается выращиванием свиней, причем примерно четвертая часть его продукции в последнее время экспортируется в Россию. Лахт изумлен безответственностью политиков, которые из-за не самых важных для Эстонии проблем готовы поставить на кон благополучие ее жителей. Причем, по убеждению Лахта, делается это с одной-единственной целью: погромче заявить о себе перед выборами. Все остальные соображения в расчет подобными политиками не принимаются. Между тем, по мнению Лахта, куда большие симпатии избирателей политикам принесли бы не давно набившие оскомину лозунги о "борьбе с последствиями оккупации", а что-нибудь новое, например: "Мы откроем для вас Россию".

Лахт вспоминает печально знаменитую сентенцию Марта Лаара, по мнению которого, Эстонии вообще не нужно ничего производить, поскольку все, что нужно, можно купить за границей. "Результатом этой политики стал огромный внешнеторговый дефицит, который практически означает, что все последние годы мы живем в долг, — утверждает Лахт. — Ведь совершенно понятно, что реальные деньги стране приносит только экспорт".

Весь мир делает там деньги, а нам не дают

Депутат Рийгикогу нынешнего созыва Тийт Таммсаар в свободное от политики время также занимается выращиванием свиней, и также заинтересован в российском рынке. Он напоминает, например, что один из советников Еврокомиссии по сельскому хозяйству, например, сейчас строит крупную свиноферму под Москвой. И этому не мешают не самые простые отношения, которые складываются между Россией и Европейским союзом.

Таммсаар считает, что сейчас для предпринимателей всего мира настал весьма удобный момент для того, чтобы развивать бизнес в России и с Россией. Прежде всего, наш сосед сейчас буквально завален нефтедолларами, которые нужно куда-то вкладывать. Кроме того, предпринимательская атмосфера в России сегодня сильно отличается о той, что была еще несколько лет назад: теперь там все происходит цивилизованно, а потенциальные прибыли по-прежнему выше, чем в той же Европе.

"Нужно делать в России деньги, а не поворачиваться к ней спиной", — описывает Таммсаар поведение нормального прагматичного предпринимателя. Впрочем, по его мнению, подобная схема поведения логична и для политика: из отношений с соседними странами нужно извлекать максимум пользы для своей страны, что, кроме всего прочего, предполагает нормальные отношения, а не провоцирование конфликтов.

Поделиться
Комментарии