До сих пор у меня был и пока еще остается только срочный вид на жительство. Эти разрешения на проживание сменяли друг друга, продлевались: сначала разрешение было дано в связи с учебой, потом, с сентября 2003 года, — в связи с работой. И вот нынче я решила ходатайствовать уже о виде постоянном (или, как он правильно называется, вид на жительство долговременного жителя). Ведь для его получения, по закону, человек должен прожить в Эстонии по срочному виду не менее пяти лет. Как положено, за два месяца до окончания текущего разрешения я подала документы в Департамент гражданства и миграции. Ответ, поступивший в конце октября, прозвучал громом среди ясного неба: "департамент отказывает вам в выдаче вида на жительство долговременного жителя, поскольку вы не отвечаете условиям для его выдачи"!

Оказалось, во время одного из обновлений срочных видов на жительство в прошлые годы у меня образовался "пробел". Один вид на жительство закончился 9 сентября 2004 года, а другой, взамен, был выдан 3 ноября 2004 года. "Значит, с 10 сентября до 2 ноября 2004 года у вас не было вида на жительство и вы не можете говорить о постоянном проживании в Эстонии по виду на жительство в течение пяти лет", — мотивировал ДГМ.

Тогда, в 2004-м, я тоже заблаговременно, за два месяца до истечения старого вида, стала заниматься его продлением. Поскольку при этом требовалось получение согласования в Департаменте рынка труда, то в начале июля 2004 года я подала в ида-вируский отдел ДРТ в Йыхви ходатайство своего работодателя. Путь этот был мне знаком, поскольку за год до этого я уже согласовывала здесь документы для первого рабочего вида на жительство. В 2003-м это заняло дней пять. В 2004-м биржа труда почему-то держала у себя мои документы почти два месяца! Соответственно, и в ДГМ мое ходатайство было подано с опозданием. Тогда я не придала этому особого значения (ведь срочный вид на жительство мне все-таки дали), а вот сегодня это "аукнулось"!

Не спорю, что здесь, возможно, было упущение с моей стороны. Может, надо было начать согласовывать бумаги в Департаменте рынка труда еще раньше — за четыре-пять месяцев? Тогда и с ходатайством в ДГМ не опоздала бы, и пятилетнее действие вида на жительство не прервалось бы. Но откуда мне было знать, что бирже труда в тот раз понадобится не пять дней, а гораздо больше? И до сих пор не знаю — законным ли было столь долгое рассмотрение? Кстати, формально доказать, что с июля до сентября 2004 года мои бумаги были в руках биржи, я тоже не могу, потому что Департамент рынка труда, принимая документы на согласование, никогда никаких квитанций с датами мне не выдавал.

Если предположить, что упущение с моей стороны было, и положить его на одну чашу весов, то настолько ли оно серьезно, чтобы перевесить все остальное? Во-первых, я никогда не была в Эстонии умышленным нелегалом. Задержка с подачей ходатайства была вызвана не тем, что я о нем забыла или игнорировала. Во-вторых, за годы жизни здесь я успела практически с нуля изучить эстонский язык и не только сдала экзамен на средний уровень, но и практически общаюсь по-эстонски, работая в коллективе эстонской школы. Объездила всю Эстонию, в том числе и для языковой практики, а главное, полюбила красоту этой страны всем сердцем. Здесь я постоянно повышаю и свою рабочую квалификацию библиотекаря, а также приобрела специальность воспитателя молодежных и проектных лагерей. Наконец, хочется спросить: что, в условиях, когда в республике все время сокращается число работоспособных людей, а для пополнения госбюджета ищут чуть ли не каждую крону, лишний молодой налогоплательщик стране уже не нужен?!

Мне могут сказать: не дают постоянного вида — ходатайствуй о продлении срочного. Я попыталась это сделать, но сегодняшние правила его получения стали очень суровыми. Требуется, чтобы ваш работодатель сначала подал объявление в газету — вдруг на ваше рабочее место найдется желающий из постоянных жителей? Также зарплата претендента на срочный вид должна составлять не менее чем 1,24 средней по Эстонии — сейчас это свыше 14 тысяч крон! И если подать объявление не проблема, то 14-тысячный оклад, конечно, нереален. Таким образом, я оказалась в замкнутом круге: срочный вид продлить очень трудно, а постоянный не дают. Что же делать?

Я благодарна руководителям Эстонской школы Силламяэ, Силламяэской библиотеки и города Силламяэ, а также украинского землячества, которые принимают участие в решении моей проблемы. Очень надеюсь, что их и мои усилия не пропадут даром и Эстония не оттолкнет меня.

* * *

Редакция направила письмо молодой женщины в несколько инстанций.

Департамент гражданства и миграции устами своего пресс-представителя Маймо-Лий Паловеэр в ответ сообщил, что, по закону об иностранцах, вид на жительство долговременного жителя можно выдать, если человек отвечает определенным условиям. Одно из них, действительно, звучит так: постоянно прожить в Эстонии по срочному разрешению не менее пяти лет. Каких-либо конкретных оценок, обещаний или советов с учетом конкретной ситуации, в которой оказалась Татьяна, ДГМ не высказал. Пресс-секретарь лишь отметила, что "в ходе производства (по ходатайству.- прим.ред.) у человека спрашивают о касающихся дела обстоятельствах" и "при вынесении решения насчет вида на жительство долговременного жителя ДГМ оценивает все обстоятельства в совокупности".

Если у человека есть действующий вид на жительство, то у него есть возможность ходатайствовать о продлении срочного разрешения на проживание, каковое ходатайство следует представлять за два месяца до окончания действующего вида, напомнил пресс-секретарь. В Центре информации по правам человека признали, что ситуация, в которой оказалась г-жа Лапина, непростая. Если ДГМ подойдет к этому вопросу формально, то формально же он будет прав, поскольку до пяти лет не хватает пары месяцев, а закон не дает возможности делать исключения. Тем не менее, юрист центра посоветовал в данной ситуации не сдаваться: послать в миграционную службу свои мотивированные возражения и просьбу разобраться в ситуации более тщательно, а также одновременно искать возможность продлить временный вид. Впрочем, по данным "ИП", Татьяна Лапина обратилась в центр непосредственно и получила там определенные разъяснения.

Ведомство министра по делам народонаселения попросило для подготовки своего комментария небольшой тайм-аут, и к утру четверга ответа оттуда редакция еще не получила.

Сама Татьяна в краткой беседе с "ИП" отметила, что со своей проблемой готова стучаться даже к президенту Эстонии…

Поделиться
Комментарии