Пока прокуратура квалифицировала поступок Лийма как кражу. Не исключено, что статья, если дело все-таки доберется до суда, будет изменена. А официальные власти всеми силами открещиваются от содеянного, причем некоторые политики даже сочли нужным осудить "чистильщика".

От слов к делу

Напомним, что две памятные плиты, одна из которых посвящена офицерам Военного училища, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, а вторая основателю Коммунистической партии Эстонии, автору перевода на эстонский язык "Марсельезы" и "Интернационала", жертве сталинских репрессий Хансу Пегельману, были демонтированы в четверг днем. Известный бузотер Юри Лийм, еще два года назад прославившийся провокациями у Бронзового солдата и обещаниями взорвать монумент, на собственные деньги заказал автокран и самовольно, не имея никаких разрешений от властей, сорвал со своих мест памятные камни и отвез их на территорию Исторического музея.

Как прояснил журналистам сам Лийм, он чистит Эстонию от "красного мусора" и не остановится до тех пор, пока не уберет последний советский символ.

Все происходящее снимали "случайно" оказавшиеся на месте журналисты новостной программы "Репортер" Канала 2. Также "совершенно случайно" репортеры чуть больше недели назад прокатились с Лиймом по столице, записали на камеру его комментарии к видеоряду — памятник на Маарьямяги, мемориальная плита погибшим курсантам на территории бывших казарм в Тонди, барельеф с символикой и каменный якорь у клуба "Голливуд", герб, венчающий сталинскую высотку на Тартуском шоссе. Завершил Лийм свою пропагандистскую атаку в минувший четверг активными действиями, подходящими под статью пенитенциарного кодекса.

Информация постфактум

Как рассказала "Вестям" пресс-секретарь Северной префектуры полиции Юлия Гаранжа, стражи порядка узнали о происходящем после звонка владельца Бизнес центра "Тонди". Именно ему принадлежат площади бывшего завода имени Пегельмана. На его земле был установлен памятный знак, который имел отношение к музею предприятия, а теперь самовольно увезен в музей Исторический.

"Хозяин позвонил уже постфактум. Полиция отреагировала на звонок сразу, на место были направлены оперативники. Однако им оставалось только зафиксировать нарушение", — пояснила Гаранжа.

По поводу исчезновение мемориальной плиты курсантам военного училища с территории бывших казарм никаких сигналов вообще не поступало. "Мы пока не знаем, кому вообще принадлежит этот памятник, к нам никто с заявлением не обращался, хотя вы правы, материал, показанный или опубликованный в СМИ, может быть основанием для начала расследования", — сказала пресс-секретарь полиции.

Именно заявление владельца территории бывшего электротехнического завода стало поводом для возбуждения прокуратурой уголовного дела. По статье кража, поскольку фактически вывезена чужая собственность.

Как сообщили из прокуратуры, подозреваемым в этом деле еще никто не признан. Лийм пока может жить спокойно, равно, как крановщик, принявший от него заказ и осуществивший самовольный демонтаж памятных плит. А еще работники музея, которые приняли "украденные" памятники без сопроводительных документов. Оставим на их совести и данные журналистам комментарии, одобряющие действия Лийма, который "доставил исторические экспонаты в надлежащее место".

Ничейная память

"Я не понимаю, зачем дразнят людей, — сказал член правления Военно-исторического клуба Fron Line Андрей Лазурин. — Судят Героя войны Арнольда Константиновича Мери, теперь увозят памятные плиты. Общество опять обозлено, люди скрипят зубами".

По словам Лазурина, о пропаже памятного камня, прежде находившегося в Тонди, он узнал из новостей. Еще несколько лет назад ребята из клуба сумели восстановить заброшенный памятник и продолжали за ним ухаживать по сию пору.

"Когда-то камень стоял на закрытой военной территории (прежде здесь дислоцировался полк имени Александра Матросова, а после вывода войск оставался под охраной военных — прим. Ред.). Позже, когда территорию выкупили и начали строить здание университета "Аудентес", доступ к памятнику был открыт", — поделился Лазурин.

Члены клуба привели камень в порядок, счистили мох, восстановили надпись и даже установили оградку. Торжественное открытие памятника состоялось в 2005 году. Чуть позже, когда расширялась университетская парковочная площадка, камень пришлось перенести на несколько десятков метров в глубь территории. Тут он и стоял, никому не мешая и не раздражая никого, кроме Юри Лийма.

"Мы выяснили, что Лийм поставил в известность о своем намерении руководство "Аудентеса". Директор Исторического музея сказала, что памятник, похоже, не принадлежит никому. Он не находится на балансе города и не внесен в списки охраняемых. А раз он стоял на территории университета, то ему, по-видимому, и принадлежал", — рассказала наша собеседница. И добавила, что сейчас члены клуба Front Line пытаются узнать, можно ли вернуть камень на прежнее место.

Что будет завтра

Стоит отметить, что Лийм и в самом деле действовал по собственной инициативе. Пока официально его поддержал только другой скандалист и радикал Юри Бем. В то же время многие политики и общественные деятели осудили действия "чистильщика".

Свое слово должны сказать и правоохранительные органы. Символы символами, но государство, смотрящее сквозь пальцы на подобное самоуправство, рискует утонуть в хаосе. Вчера Лийм утащил памятники, завтра снесет Дом Стенбока, поскольку там сидит правительство, не желающее, по мнению националиста, чистить страну от "красного мусора", а послезавтра он решит, что неэстонцы должны убраться из страны, и начнет отстрел инородцев.

Поделиться
Комментарии