Главный школьный предмет, который призван давать ребятам представление о наркотических препаратах, возникающей зависимости от них и последствиях употребления, — это учение о человеке, человековедение. С 1-го по 9-й класс предусмотрен один урок в неделю, причем в 4-м и 7-м классах вместо него преподают обществоведение. Судя по программе, к теме наркомании подходят только в 7-9-м классах, для которых написан специальный учебник. Заметим, что он рассчитан на программу двух-трех учебных лет, и при этом самой злободневной теме — наркотикам — посвящены только 20 страниц. Школа может заказать помимо учебников также и рабочие тетради. По словам главного специалиста Государственного центра экзаменов и квалификации, курирующего преподавание человековедения, Лууле Тийрмаа, осенью должны выйти новый учебник и тетрадь для 6-х и 7-9-х классов.

Одна из составителей учебника педиатр Эне Томберг, сейчас занимающая пост заместителя руководителя Таллиннского департамента социальных дел и здравоохранения, говорит, что их детище является в большей степени не учебником, но сборником статей в помощь учителю. "Составление книги началось в 1998 году, поэтому не исключено, что какие-то статьи морально устарели", — признает она. На то время, в конце уже прошлого века, такой учебник был прорывом в образовании, но сейчас он нуждается срочном в переиздании.


Фильмы вместо учебников Для гимназистов предусмотрен один курс учения о человеке, то есть один год обучения предмету, и то приходится выбирать между психологией и семейными отношениями. Затрагивать ли каким-то образом тему наркомании в гимназических классах, ученики которых, как явствует статистика, активно знакомятся с разными опьяняющими веществами, — остается на совести учителя. А что делать, если на его совесть нельзя положиться и ему важно только отчитать положенные часы?

"Государственная программа отработана плохо, и учебники на самом деле очень бедные, поэтому лично я своим ученикам даю больше информации, связанной с проблемой наркотиков", — говорит Надежда Рыжих, биолог и преподаватель человековедения в 5-9-х классах. Она подтвердила: все зависит от учителя и его отношения к своим подопечным. Кто-то попросту боится подходить к этой теме, потому что не знает, как доходчиво разъяснить проблему своим ученикам. Надежда призналась нам, что сама тоже плохо знакома с молодежным сленгом, но все же как-то справляется.

К слову, о влиянии массовой культуры. Надежда столкнулась с тем, что подростки абсолютно не считают марихуану наркотиком, хотя на каждом углу их пытаются убедить в опасности этого "легкого" наркотика. "Все же популяризация марихуаны в фильмах и в массовой культуре гораздо больше действует на подростков", — сетует преподавательница. Школа ничего с этим поделать не может.

Лууле Тийрмаа посоветовала учителям, если у них возникают трудности с какой-то темой, вызвать себе на помощь консультантов из Эстонского союза сексуального здоровья, например, из центра "Amor". Руководитель этого центра Станислав Немержицкий ответил нам, что "реальная ситуация такова: большинство школ не готовы даже к тому, чтобы свой педагог подобную информацию доносил до детей". Он, однако, считает, что школа — это фактически единственный источник объективных знаний для подростка. Здесь же он, по идее, должен получать информацию о вреде наркотиков, а на практике многое замалчивается или пропускается.


Как учителей учат учить "Уроки человековедения, касающиеся темы наркотиков, должны быть уж точно не на оценку и не по четвертям", — поделилась с нами своим мнением классный руководитель выпускного 9-го класса Фаина Габович. По ее словам, разумнее было бы проводить их небольшими курсами каждый учебный год. Ведь если эту тему прошли в восьмом классе, то нет гарантии, что проблема наркомании не коснется кого-то в девятом.

Между прочим, преподавателей учения о человеке готовят у нас в Таллиннском университете на факультете педагогики, но реальное положение вещей сейчас таково, что в них переквалифицировались многие биологи, психологи и даже учителя труда. Для учителей человековедения специалисты Союза сексуального здоровья Эстонии даже составили специальное пособие. На данный момент это издание — единственное в стране, по материалам которого педагоги могут получить дополнительную информацию по своему предмету.

Преподаватель человековедения и консультант центра "Amor" Сирье Метскюлль заявляет, что в школах, где успела побывать, учение о человеке преподают на хорошем уровне. Но "официально никто этого не контролирует и не собирается". Она также недовольна слишком маленьким объемом предмета. По словам Метскюлль, согласно слухам, возможно, человековедение могут заменить обществоведением. "В случае, если эти планы воплотятся в жизнь, нам останется только молча наблюдать за тем, как положение с наркоманией начнет молниеносно ухудшаться", — предрекает педагог.


Не лучшая альтернатива школе Вызвавшая большой резонанс кампания "Не вляпайся!" и сайт narko.ee — одна из альтернатив школьной антирекламе наркотиков. И, как выяснили "Вести", отнюдь не лучшая альтернатива. Во-первых, через сайт крайне сложно найти организаторов акции. Однако от их имени нам все же ответила некая Алена Курбатова. На наш вопрос о том, кто консультировал их в составлении сайта, она написала следующее: "Очень сложно перечислить". Не правда ли, достойный ответ?

Более того, перевод слоганов оставляет желать лучшего. Например, надпись на одном из плакатов "Как делают полоску?" является прямым переводом с эстонского, но не понятна для русскоязычного адресата. Дело в том, что сленговое слово "полоска" употребляется только в эстонской среде. Русские называют это "дорожкой". Вроде, мелочь, но молодежь сразу видит, что делали это на скорую руку люди не сведущие, не потрудившиеся узнать точные названия из молодежного языка. Хотя Курбатова заявляет, что "слоганы на русскоязычных плакатах задумывались специально".

Все опрошенные нами говорили, что кампания вызывает сильные негативные эмоции, пусть и сделана красочно и заметно. Педагог Надежда Рыжих полагает, что все же страхом нельзя действовать на подростков. У большинства строгий запрет вызывает обратную реакцию: хочется попробовать и узнать, почему меня этим так пугают.

Любопытно сравнить взгляд со стороны, даже из другой страны и культуры, на эту нашумевшую кампанию и нашу профилактику наркомании в целом. "Плакаты очень запоминающиеся, но за их видимой эффектностью теряется главная цель — показать вред наркотиков", — делится впечатлениями Майкл Двайер, студент факультета спортивной терапии Университета города Лютона, что в Великобритании. У него на родине кампании делают больший упор на рассказ о последствиях наркозависимости. Добавим, что в Британии роль просветителей берут на себя и тренеры спортивных секций для молодежи. В вузах их готовят так, чтобы они могли доступно рассказать о воздействии наркотиков и помочь своим подопечным не попасть в порочный круг зависимости. Майкл провел в Эстонии около месяца, побывал в нескольких школах, где говорил с молодежью о проблеме наркомании. По его словам, тинейджеры готовы слушать и воспринимать эту информацию, но им осточертело, что каждый раз говорят одно и то же и одинаковыми словами. Надо менять методы.


Сколько детей, столько мнений

"По-моему, уроки здоровья, плакаты и рекламные кампании будут действовать только на определенный слой молодежи: на тех, у кого и так есть мозги, чтобы понять эту рекламу да и без нее не пробовать никакую наркоту", — считает будущая выпускница гимназии Анна, никогда ничего не употреблявшая и не проявляющая к наркотикам любопытства. Да, может, кому-то и не верится, но, к счастью, есть и такие школьники в нашей стране. Вспоминая свои уроки человековедения в основной школе, она говорит, что к тому времени многие из одноклассников уже успели перепробовать немало наркотиков и откровенно смеялись над тем, что рассказывал им учитель притворно-доверительным тоном.

17-летний Олег, в 6-м классе попробовавший "травку", а к 8-му классу уже "сидевший" на амфетамине, с высоты пережитого рассказывает: "Школьная пропаганда ничего не дает, учителя не понимают, что мы о наркотиках знаем гораздо больше них и сами можем лекции читать". Он уверен, что о наркомании в школах должны рассказывать сверстники, так как им легче довериться, они говорят на одном языке.

"А я много раз отказывался, когда предлагали попробовать наркотики, потому что просто боялся, не знал, какая реакция может быть у организма, и лучше бы никогда не пробовал", — поведал нам первокурсник Кирилл, которого в свое время на уроке учения о человеке впечатлили фотографии наркоманов с исколотыми венами и язвами величиной с кулак. Но страх действовал не очень долго. Попробовав однажды марихуану, он посчитал это не настолько ужасным, как рассказывали учителя. А дальше начался амфетамин, "колеса" и кокаин. Сейчас Кирилл старается избавиться от пристрастия к наркотикам, но признает, что оно так просто не отпускает.

Само собой, мнения нескольких молодых людей не могут отразить всю картину в нашей стране. Но, согласитесь, видна определенная тенденция: в силу самых разных причин посыл антирекламы наркотиков не сильно действует на подростков, хотя часто они и не могут предложить ей альтернативу. Учеников в сотни раз больше, чем преподавателей или чиновников, а решают все же взрослые.

Школьники, в силу возрастного максимализма, могу высказывать самые разные, порой слишком резкие, мнения. Впрочем, они так же быстро изменяют свои взгляды. Зато попробуй поспорь со статистикой. По данным Эстонского института развития здоровья, из 15-16-летних подростков в 1995 году пробовали наркотики только 7%, в 1999 году процент вырос до 15, а в 2003 она дошел до 24. И это несмотря на то, что с каждым годом наше Министерство образования и различные образовательные учреждения придумывают все больше учебников для школьников и проводят шумные антирекламные кампании. Самое новейшее исследование "Знания, установки и поведение молодежи в Эстонии, связанные с темой ВИЧ/СПИДа" показало: среди 16-24-летних молодых людей попробовали наркотики 34,8%.

Конечно, нельзя списывать бум наркомании только на слабое просвещение и неудачную антирекламу, но хочется надеяться, что наша молодежь может учиться не только на своих ошибках. Достаточно повидавший на своем веку наркозависимых подростков Майкл Двайер уверен: "Потенциальный молодой наркоман — это не только и не столько тот, кто уже укололся, а тот, кого не пытаются от этого уберечь".

Поделиться
Комментарии