Странное существо – человек

- Хотелось бы понять: вы режиссер-диктатор или большой демократ?

- Скорее диктатор. Собственно, в режиссуре по-другому невозможно. Командир корабля – он кто, диктатор? Наверное, да. Но самолетом или кораблем должен управлять кто-то один. Так же и режиссер.

- Чужое мнение не допускаете?

- Безусловно, допускаю. Более того - приветствую. Оно может быть интересно и полезно. Другой вопрос, что, в конечном счете, я сам принимаю решение: прислушаться к этому мнению или пропустить мимо ушей.

- Актрисы плачут на ваших съемках?

- Что вы имеете в виду?

- Выбираете выражения, когда она, бестолочь, не туда пошла и не такую, как следовало бы, сделала мимику?

- К моему стыду, бывали в моей практике такие моменты, за которые мне до сих пор неловко. Может, я где-то был грубоват, но нормой это никогда не было. Стараюсь всегда оставаться корректным. Это совершенно не противоречит тому, что я жестко отстаиваю свою позицию. Но при этом совсем не обязательно оскорблять, обижать и унижать людей.

- Ваши первые фильмы - «Добряки», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», потом «Город Зеро» - и последний на сегодняшний день фильм «Палата номер 6» очень отличаются друг от друга. Как вы понимаете, я не сюжеты имею в виду. Меняете курс или сами меняетесь по мере взросления?

- Очень, мягко говоря, повзрослел с тех пор, как снял свою первую картину. Это было 30 лет назад – конечно, я изменился. И как режиссер тоже. Но человек должен меняться.

- Несомненно. Но главное, что в нем заложено, все-таки остается.

- Согласен. Это очень сложный момент: с одной стороны, в человеке есть то, что совершенно не меняется с детства, а с другой – на протяжении жизни он меняется очень сильно. Меняются его взгляды, меняются пристрастия. Странное существо – человек: в нем может сочетаться это неизменное и изменчивое. Так, видимо, устроена человеческая природа.

Старую Москву снимаем в Ярославле

- В кино, по определению, не может быть такого, что режиссер сам себе в душе творец, а дальше хоть трава не расти. Все-таки кино – труд коллективный, а кинорежиссер – организатор процесса. Тем не менее организация работы киностудии – это нечто иное, нежели съемки фильма. А «Мосфильм», когда вы его возглавили, насколько я понимаю, нужно было поднять из руин.

- В общем, да.

- Как вы справлялись и справляетесь с этим огромным хозяйством?

- «Мосфильм» – это, прежде всего, сложное производство, очень крупное и очень разнообразное. Тут и лаборатория, фактически химическая фабрика, и строительство декораций, и так называемый монтажно-тонировочный «постпродакшн», фактически самые современные технологии. Главное, что нам удалось сделать – реконструировать, модернизировать «Мосфильм». И мы гордимся тем, что сделали это не на бюджетные средства, а на средства, которые сами зарабатывали. Так что приходилось и бизнесом заниматься.

- Вы по своей природе хозяйственный человек?

- Как выяснилось, хозяйственный.

- Выяснилось в домашних условиях?

- Дома – нет, а на «Мосфильме» - хозяйственный.

- А в квартире гвоздь вбить?

- Я этим не занимаюсь. А вот на «Мосфильме» занимаюсь всем, начиная с водопроводных труб, электричества, крыши и кончая кинотехнологиями, которые очень важны, и вообще - главное. Иначе ничего не сделаешь. Может быть, помогало то, что, в принципе, идея у меня была очень простая: поскольку я сам режиссер и работаю на «Мосфильме» сто лет, еще с советских времен, мне всегда чего-то не хватало. То звук не тот, то свет не тот. Я хотел сделать студию, на которой у режиссера будет все так, как надо, как должно быть, чтобы он мог осуществить все свои творческие замыслы. А поскольку я режиссер и понимаю, что конкретно надо, исходя из этого и действовал. Шаг за шагом, постепенно. И сегодня «Мосфильм» - однозначно лучшая в Европе студия и одна из лучших в мире. Между прочим, Монсеррат Кабалье свои диски пишет не где-то, а у нас. Причем приезжает инкогнито, без огласки, но вот уже третий диск у нас записала. У нас запись музыки - экстра-класс! Вот, похвастался.

- И правильно. Не все ведь знают, что «Мосфильм» - это нечто более грандиозное, нежели коллекция исторических костюмов и парк старых автомобилей. А когда вас позвали в директоры, чем мотивировали?

- Меня избрали.

- Коллеги или начальники?

- Правление. В него входили Меньшов, Данелия, Черных…

- Значит, все-таки коллеги.

- Были еще кандидаты, но за меня проголосовало большинство. Видимо, потому, что я был молодой, казалось, что есть силы, что смогу.

- Вы были к этому готовы?

- Не сказал бы. Прямо скажем, я не представлял себе масштаб разрушений.

- Были моменты, когда вы горько пожалели о том, что взвалили на себя это бремя?

- Да, были... Не могу сказать, что горько пожалел. Мне трудно принять решение, но если принимаю, уже его не меняю. Однако когда возникали вопросы, не взять ли мне еще одну студию, так сказать, помочь, я подумал, что не хотел бы второй раз пройти тем же самым путем. Я очень рад, что у меня был этот опыт, потрясающий, интересный, уникальный, но еще раз – нет.

- Для своего фильма «Всадник по имени Смерть» вы построили на «Мосфильме» целый город - «Старую Москву». А потом его стали заселять другие.

- Там снималось уже, наверное, картин сорок. Оказалось, очень удачная и коммерчески очень выгодная декорация.

- Вы сдаете ее в аренду?

- Естественно. «Старую Москву» надо постоянно поддерживать, все время реставрировать, ремонтировать. Это требует довольно серьезных вложений.

- С другой стороны, трудно представить, как в современной Москве с ее припадочной рекламой можно снимать фильмы из недавней, казалось бы, жизни – 50-ые, 60-ые годы.

- Абсолютно невозможно.

- Стало быть, старую Москву можно снимать только у вас или где-нибудь в провинции?

- Москву можно снимать в русских городах с московским характером. В Ярославле, например.

- Или в Костроме?

- Вот, Кострома - очень хороший город. Правда, и там уже рекламы хватает, но все-таки проще снимать Москву, чем в самой Москве.

У мамы мой выбор профессии вызвал сомнения

- На ваш выбор как-то повлияла родительская семья?

- Повлияла, конечно, хотя мои родители (папа, в первую очередь) не имели прямого отношения ни к кино, ни к театру. Его основная работа была политическая, он работал в ЦК, у Горбачева, по образованию юрист, специалист по международному праву.

- Но ведь при этом еще писал?

- Да, писал фантастику, пьесы - вообще, был склонен к художественному творчеству. Родители очень любили театр, смотрели все значимые спектакли, к ним приходили друзья. Высоцкий приходил, пел у нас дома. Мне было 14 лет - я его записывал на магнитофон «Комета». Все хочу найти эти записи. Конечно, он пел примерно те же песни, которые все знают, но это же была живая интонация. А потом было застолье, он что-то говорил, менял слова в песнях, то есть все было немного иначе, чем на пластинках. У нас по тем временам был очень гостеприимный дом. И папа – он прекрасно знал литературу, русскую, иностранную, поэзию прекрасно знал, искусство, музыку - был эрудированным, широко образованным человеком. Конечно, это сказалось на моем выборе, хотя они никогда специально меня не ориентировали: давай ты станешь кинорежиссером. Скорее для них это была неожиданность.

- Но были рады?

- Вот не знаю, были ли они рады. Кстати, может быть, и не очень. У мамы это вызывало некоторые сомнения (смеется). Профессия ведь рисковая. В ней, в принципе, очень трудно, очень мало кому везет.

Для всех, кто любит русское кино

- Вы что-то снимаете сейчас?

- Пока не снимаю, но собираюсь. Есть у меня идея, сценарий. Это большой, как сейчас модно говорить, проект. Раньше говорили – фильм, а сейчас все говорят – проект. Так что, может быть, скоро начну. Но не будем об этом говорить, потому что мы люди суеверные. А то получится, как с «Палатой номер 6» - тоже в свое время растрезвонили: мы снимаем, Марчелло Мастроянни! А в результате сняли через 20 лет с Володей Ильиным.

- Но сняли же!

- Я имею в виду, что не надо говорить заранее. Лучше я вам другое скажу. Мы открыли сайт, на котором можно смотреть золотую коллекцию наших фильмов разных лет. Как все знают, пиратских сайтов много, а это фактически первый легальный сайт. Мы уже закачали туда около четыреста картин, а со временем количество будет доведено до тысячи. Так что приглашаю всех, у кого есть интерес к русскому кино. www.cinema.mosfilm.ru.

Поделиться
Комментарии