В субботу, по окончании концерта в поддержку Тоомаса Хендрика Ильвеса, многие отмечали, что их охватило то же чувство, что и в дни поющей революции. Подобное чувство испытал и колумнист Андрус Кивиряхк, автор статьи в газете Eesti Päevaleht . Однако, если поразмыслить, говорит он, разве может быть что-то приятное в том, что в 2006 году Тынис Мяги вынужден со сцены предупреждать: "Эстония, не становись красной!"?

Самым грустным стал тот момент, когда на сцену поднялся Иво Линна, чтобы исполнить патриотические песни Ало Маттизена. Сразу вспомнились те давние концерты, когда за спиной Иво Линна, держась за руки, стояли политики, среди которых одной из центральных фигур был руководитель Народного фронта Эдгар Сависаар. В субботу его в парке Таммсааре не было. Наоборот, теперь эти патриотические песни были направлены против Сависаара и его союзников, точно так же, как в 1988 году сам Сависаар этими песнями выражал протест Карлу Вайно и Бруно Саулю, а в их лице — всей советской власти, плюющей на чаяния эстонского народа.

Что же произошло? А все очень просто, считает Кивиряхк, — как со свиньями в "Скотском хуторе" Оруэлла. Революционеры стали диктаторами, напялили одежды бывших хозяев и переняли образ их мыслей.

Разумеется, концерт в парке пробудил не только ностальгические и грустные мысли. Он вселил надежду. Настолько, что по окончании его у автора статьи уже не было сомнений в победе Тоомаса Хендрика Ильвеса. Потому что никакими уловками нельзя затолкать в угол, на "свой шесток", народ, который ведет себя, как подобает гражданам и четко выражает свою волю. Своими овцами ты можешь накормить двести, триста, четыреста человек, но очень много, к счастью, тех, для кого бесплатная кормежка и выпивка — не самое главное в мире.

Вне зависимости от результатов выборов, Ильвес уже сумел сплотить народ: достаточно вспомнить письмо 80-ти, под которым подписались люди очень разных взглядов. Из этого можно сделать лишь один вывод — кризис в обществе был уже настолько острым, что все мелкие разногласия были забыты. И это помогло.

Андрус Кивиряхк выражает надежду, что люди сохранят это в своей памяти и на мартовских выборах сумеют выразить свою волю точно так же, как они сделали это в субботу в парке Таммсааре. Совершенно ясно, что только так жизнь может измениться к лучшему.

Отрицание Холокоста должно быть запрещено,

считает в газете Maaleht Аарне Рубен. Типичные противники Холокоста, по его мнению, выглядят следующим образом. Война и уничтожение евреев для них — ничто. Гитлер якобы хотел просто убрать евреев с глаз долой, а концлагеря были воспитательными учреждениями. На улице перед бараком узник и охранник приветствовали друг друга, а умерло в лагерях лишь 80 тысяч евреев, да и то от эпидемий.

У нас в Эстонии тоже то и дело слышится: смотрите, еврейская печать, сионисты, масоны. Юри Лина пишет книги, где на евреев валят все: от затопления Атлантиды до смерти Есенина. Евреев обвиняют в том, что они задействованы в "промышленности Холокоста", занимаются рекламой своих давних страданий.

Аарне Рубен пишет, что дед его был полицейским, который честно защищал правопорядок республики. Утром 14 июня 1941 года его арестовали, а год спустя в далекой Сибири расстреляли. Жена его умерла там же, на чужбине, от голода. Маленькие дети каким-то чудом попали обратно на родину. И если кто-нибудь, кто отрицает ГУЛАГ, посмеет утверждать, что эти несчастные вовсе не были погублены, то его надо держать подальше от своего дома.

К сожалению, еврейская община Эстонии слишком скромна, чтобы оказать давление на включение в закон статьи, запрещающей отрицание Холокоста. Евреи своих врагов еще не одолели. Но чтобы ужасы не повторились, люди не должны о них забывать. Память — не "промышленность Холокоста".

Тискре для бедных — испорченная идиллия

Пять лет назад президент Леннарт Мери призвал создавать районы частных домов для молодых семей, пишет еженедельник Eesti Ekspress. Район Теэлахкме в Табасалу стал символом нового образа жизни. Сюда, "за город", с помощью ссуды Хансабанка смогли переехать обычные люди среднего класса. Дома были скромные, одноэтажные. Когда люди их приобретали, то им говорили, что с двух сторон — через Кескпяэва теэ и Раннамыйза теэ — будут построены такие же небольшие домики. Чуть позже заговорили о трехэтажных, что тоже можно было пережить. Но построены были гиганты: с подземной парковкой в общей сложности пять этажей. О том, что будет именно так, жители Теэлахкме узнали около года назад. Конечно, они понимали, что поля вокруг их домов пустовать не будут и корову за окном через некоторое время не увидишь, но такое не могло присниться даже в самом страшном сне. Трагизм ситуации заключается в том, что большие дома относятся к Таллинну, а частные находятся на территории волости Харку, которая утверждает, что город имеет право строить хоть небоскребы. Вот и получилось, что люди, тратя деньги, убегали от своих каменных "гор", но не убежали — город их догнал. И если раньше у некоторых со двора было видно море, то теперь, когда настроили многоквартирные дома, видна лишь чужая котельная. Вот так глупая ошибка Таллиннской горуправы, позволившая строительство многоквартирных домов на 200 квартир, испортила людям жизнь. А застройщик получит десятки миллионов крон.

Поделиться
Комментарии