Честно говоря, кажется, что невротиков у нас значительно больше. Иначе народ не потреблял бы алкогольные напитки в таких объемах. Не зря же говорят, что водка — лучший "антидепрессант". Хотя любому здравомыслящему человеку ясно, что это самообман.

Помните, какие замечательные в Эстонии июньские белые ночи? Но за эти романтичные ночки приходится расплачиваться длинными пасмурными зимними вечерами, которые нагонят тоску даже на самых оптимистически настроенных индивидов. Но, думается, что дело все же не в природе, иначе народы севера уже давным-давно бы вымерли во время полярных ночей. А в чем же тогда?

По душам поговорить не с кем

Казалось бы, Эстония — благодатная страна для психологов, то бишь психоаналитиков: принимай с утра до вечера больных и стриги "бабки" на пациентах с психическими расстройствами.

Но люди-то не дураки, хоть и депрессированные. Кому попало деньги не отдадут. Тем более, что как раз нехватка денег и порождает, чаще всего, депрессию.

Недавно меня подвозил приятель, который катается на такой "крутой тачке", что все соседи и знакомые чуть ли не в обморок падают от зависти. А он, бедняга, выбирает наиболее короткий путь из пункта А в пункт В. И знаете для чего? Для того, чтобы сэкономить на бензине. И так каждый день. Тут не то, что в депрессию, а в эпилепсию впадешь из-за перенапряжения.

Вероятно, это случайное совпадение, но абсолютное большинство психологов и психиатров сосредоточено в Таллинне. На остальные уезды Эстонии в среднем приходится по одному штатному психологу.

Сейчас в Эстонии насчитывается менее пятидесяти психологов, которые бесплатно принимают в больницах "психически пострадавших". Попасть к ним на прием можно, только пройдя через кабинет психиатра. Но туда добровольно не каждый пойдет. Кому охота светиться? А по больничной карточке анонимность не сохранишь. При предъявлении оной на тебя обязательно выпишут счет, куда запишут твою фамилию и, что самое неприятное, диагноз.

Чем психолог отличается от психиатра? По большому счету, почти ничем. И те, и другие пытаются залезть человеку в душу. Но есть и одна "большая разница". Психиатр, в отличие от психолога, имеет право выписывать пациенту рецепты, больничные листы или же направление на стационарное лечение в психиатрической лечебнице. А психолог только разговаривает "по душам".

По мнению председателя Общества психиатров Эстонии Андреса Лехтметса, этого вполне достаточно при некоторых психических расстройствах. Детям и подросткам вообще не рекомендуется выписывать каких-то таблеток против стрессов и нервных расстройств.

Психолог психологу рознь. Они бывают разные. В больницах работают штатные специалисты, которые помогают больным избавиться от психических травм, вызванных тяжелыми заболеваниями. В школах работают детские психологи. Люди экстремальных профессий, например полицейские, тоже время от времени нуждаются в психологической помощи, чтобы избавиться от стрессов, связанных с их работой. По сути, всевозможные экстрасенсы, колдуны, шаманы и тому подобные деятели — тоже своеобразные психотерапевты. Да и священники тоже.

Когда задумаешься, сколько людей пользуется услугами различного рода "психо-целителей", а тем более, сколько народу в подобных услугах нуждается, то поневоле страшно становится. Куда катится этот мир? Неужели среди нас нет людей, у которых все хорошо по-настоящему, а не понарошку?

Оставим в стороне чисто медицинский аспект этой проблемы. Пусть этим занимаются специалисты. Но невольно задаешься вопросом: почему наша страна, казалось бы, преуспевающая по всем параметрам, держит первенство по стрессам и депрессии?

Стресс бьет по душе, не по карману

По словам члена собрания Союза психологов Эстонии Майе Креэгипуу, в психологической помощи нуждаются люди различного достатка, образования и возраста. Нет таких социальных групп, которые бы проводили свои дни и ночи в беззаботной безмятежности.

Мы привыкли думать, что сеанс у психоаналитика — это дорогое развлечение для американских миллионеров, которые, удобно развалившись в кресле, рассказывают психологу о своем детстве. А куда податься беднякам, которые также нуждаются в восстановлении психологического дисбаланса?

По идее, психологическая помощь должна быть доступной для всех, поскольку в конечном итоге речь идет о здоровье человека. Не только психическом, но и физическом. Однако очередь на прием к психологам, работающим в больницах и поликлиниках, растягивается на несколько месяцев. А прийти к психотерапевту, практикующему в частном порядке, не каждому по карману. Час разговора у персонального психоаналитика стоит от 300 до 500 крон.

Получается заколдованный круг. Больницы и поликлиники хотели бы принять на работу дополнительное количество психологов, но в Больничной кассе нет финансовых средств на выплату зарплат новым сотрудникам. В то же время, молодые психологи, оканчивающие вузы, остаются без практики и, как следствие этого, довольно быстро утрачивают квалификацию.

Бывают случаи, когда психолог даже не может отличить здорового человека, нуждающегося в психологической поддержке, от душевнобольного. Поэтому в психиатрические больницы нередко попадают люди, которые до этого годами ходили на приемы к психологам.

Да, психолог не ставит диагноз и не прописывает лечение человеку, впавшему в депрессию. Он старается вывести его из депрессивного состояния. Но отличить психически здорового человека от больного психолог все-таки обязан.

А кто поставит диагноз обществу?

Почему Эстония превращается в (если уже не стала) депрессивное государство? Может быть, потому, что одна треть (обогатившаяся) населения Эстонии дрожит за свое богатство, а остальные две трети завидуют им? В каждой шутке есть доля шутки, а все остальное — правда.

Эстония — это страна должников, где все повязаны лизингами и банковскими кредитами. В большинстве случаев на всю оставшуюся жизнь. Не исключено, что свои финансовые долги многие из нас передадут по наследству своим детям. А жизнь в долг — все-таки не самое приятное занятие.

Но было бы, наверное, неправильно сводить причины психологического дискомфорта многих жителей Эстонии исключительно к материальным инстинктам.

Так в чем же тогда дело? Может, в отсутствии в нашей современной жизни чего-то возвышенного и светлого? Ведь так иногда хочется жить во имя чего-то общественно значимого.

Весь вопрос, во имя чего?

"Это просто, когда есть идея.
Все понятно — куда и зачем —
В бой идешь ты, себя не жалея,
Встав один против целых систем".

А если идеи нет и в помине, то в общественном сознании образуется вакуум, который заполняется атрибутами материального благополучия. В результате побудительными мотивами общественного развития становятся стяжательство и нажива.

Вроде бы все нормально, а на душе почему-то кошки скребут. Ведь богатство все равно не унесешь с собой в могилу. Насладившись первыми радостями от достигнутого уровня материального благополучия, любой человек рано или поздно начинает задумываться о вещах, которые до этого просто не приходили ему в голову. Например, о своем следе на нашей Земле.

Обращали ли вы внимание на то, что люди, выжившие в тяжелых автомобильных авариях, начинают говорить о каких-то странных вещах, которые раньше от них никто не слышал и никогда не надеялся услышать? Например, о добре и зле, о вере и смысле жизни… Это происходит со всеми людьми, оказавшимися на грани между жизнью и смертью. А рано или поздно мы все окажемся на этой грани.

И вот тогда, представ перед всевышним, как придется отвечать на такой, скажем, элементарный вопрос: во имя чего ты жил? Во имя кредита на квартиру или лизинга на машину? Немножко примитивно звучит.

Конечно, можно выкрутиться и сказать, что это все делалось во имя благополучия детей. А оставалось ли у нас достаточно времени и, что еще более важно, душевных сил на наших детей? И чему мы их научили? Как делать деньги? Ведь нутром чувствуем, что им необходимо что-то другое.

А как же их учить честности, порядочности и благородству, если с такими "душевными комплексами" их наверняка затопчут неизбежные в капиталистическом обществе конкуренты! Вроде бы, с позиции здравого смысла все правильно, а душа все равно постанывает. Что-то здесь не то и не так.

Может, именно с этого и начинается у многих людей путь в депрессивную Эстонию?

Поделиться
Комментарии