Интервью — это такой жанр, который позволяет непосредственно от первоисточника получить важные факты и сведения, а также представление о конкретной персоне, понять логику его поступков, стиль мышления и духовный мир.

Недавно, взяв газету "День за Днем" (28.09.07), прочитал эксклюзивное интервью господина Аавиксоо, озаглавленное "Оборона и образование так похожи…"

Не поверил заголовку. Стал читать дальше. "Образование и оборону я путаю в основном, когда говорю по-русски: слова "образование" и "оборона" так похожи", — говорит министр. Ну, думаю, что же это такое происходит в нашем государстве, если уже нет никакой разницы между образованием и обороной? Стал додумывать дальше. А почему бы и нет? Тот же устав, та же муштра да и кадры… Например, профессор дает приказ о том, что, мол, Земля плоская и вертится она не вокруг Солнца, а наоборот. Студент тут же бойко берет под козырек: Так точно, герр профессор! Или, скажем к слову, кончилась лекция, прошли положенные 1,5 часа, все студенты по команде профессора дружно встают и идут строем в столовую или, пардон, в туалет. Ну никакой разницы ведь нет с армией.

Советское дежавю

Прав ведь министр. Называли же в советские время учащихся вузов "армией студентов", которые "бороздили целинные земли" и "брали штурмом" ударные стройки пятилетки. Конечно, бывшему ректору виднее. Хотя я с ним не согласен. Но кто я такой, чтобы понимать тонкости университетских отношений?

Грешным делом вспомнил Тартуский университет периода правления Арнольда Коопа, который начинал лекцию со слов "Мы, коммунисты". Бывший моряк и удалой волейболист, любимец партии и советского правительства, способный организатор, академик и ректор понимал, что наука власти не нужна, куда важнее показуха. Действовал по принципу: кто не с нами поет, тот наш враг! Например, Юрий Лотман не спелся. "Голос" у него был другой — научный, интеллигентный и благородный. Не спелись сегодня многие ветераны университета и с Аавиксоо. Не пойму, то ли голоса у них другие, то ли песни не те, например, про Бронзового солдата или Nord Stream. Нет, не хочется петь!

Фашистское дежавю

Согласно известной легенде, в 1930-е годы на одном приеме Геббельс спросил у ректора Геттингенского университета Давида Гильберта: "Правда ли, что после отъезда евреев и их друзей ваш университет много потерял?" — "Нет, ответил невозмутимый Гильберт. — Университет ничего не потерял. Университета просто больше нет".

Старая профессура постепенно уходит из Тартуского университета. Но, как говорится, свято место не пустует. Пришло много новых — своих, в том числе из Европы, США и Канады. Отбросили они все старое — "советское" и стали создавать новое — "антисоветское".

Правда, иногда старое тоталитарное дает о себе знать, например, в виде авторитарного режима правления, но ведь это свой авторитаризм, а не какой-то московский — чуждый и неправильный. Наш авторитаризм правильный — армейский. Ведь нет же разницы между образованием и обороной. Даже праздники стали отмечать по-другому: было 350 лет, стало 375.

Социология — лженаука

Пусть будет все по-новому! Мы не в СССР, а в Евросоюзе живем. Но на волне возбужденной бравады почему-то слышу песню, ту, старую, в которой были такие слова "социология — лженаука, чуждая марксизму", но только в новой интерпретации: социология не наука, а прикрытие. Ну почти, как набедренная повязка у дикарей. Когда читаешь интервью уважаемого министра, создается впечатление, что наши социологи это не ученые, а так себе — болтуны, которые используют "науку как прикрытие". Конечно, у них есть право иметь мировоззрение, но зачем же "прикрываться"? Ведь наука — это не политика. Чтобы понять разницу, надо, видимо, идти в политику, как это сделал сам экс-ректор.

Да и вообще, кто такие эти социологи? Они, как считает министр, "на самом деле составляют очень небольшую часть научных кругов". Отсюда вывод — чем больше людей, тем больше и науки! Ну как в армии: создал перевес сил и победил. Вот где истинная наука! Не то, что у этих социологов, которые постоянно лезут в политику и пишут об обществе не то, что надо. Особенно после апрельских событий — стали копаться в социальном теле государства и выявлять причины конфликта. Чего копаетесь? Ведь всем однозначно с высоты государственной пирамиды сказали, что все это было подстроено соседним государством и ничего общего не имеет с Эстонией. Ну ей-богу, господа социологи, не солидно. Неужто трудно понять. Берите пример, как пишет Аавиксоо, с моих бывших коллег — "членов Академии наук", которые "восприняли случившееся совершенно по-другому, они просто не считали нужным вмешиваться в политику со своими академическими понятиями". Куда уж вам не академикам? Одним словом, не вмешивайтесь! Сидите и молчите — здоровее будете.

NB! Это материал опубликован на полосе мнений и не обязательно отражает точку зрения редакции.

Поделиться
Комментарии