Как мне видится, одной из главных причин стало то, что ничего существенного после 1 мая не произошло. Ни плохого, ни хорошего. Да, повысились некоторые цены. Но предрекаемого пессимистами страшного удорожания жизни сразу же после вступления в ЕС не приключилось. На прошлой неделе "Эрипяев" дала сравнение цен на основные товары в ведущих торговых сетях. Оказалось, что с 20 апреля по 20 мая подорожали лишь сахар (в 2,5 раза), бананы (на треть) и апельсиновый сок (на 1-5%). Но про сахар и бананы мы знали уже год назад, задолго до еврореферендума. Как и про то, что будет повышение акцизов на моторное топливо. Никуда не пропала из торговли и изрядно подешевела с апреля по май горячо любимая народом соль крупного помола. Вопреки всяким слухам, не изгнано с рынков крестьянское молоко.

Во многих магазинах неожиданно подешевели некоторые алкогольные напитки. С 1 мая резко возросло число посещающих Эстонию финских "алкотуристов", вывоз алкоголя примерно удвоился. Но поскольку и эта "новость" давно ожидалась, каких-то особых эмоций она тоже не вызывает.

А нет потрясений — низка политическая активность. Впрочем, ожидается рекордно низкая явка на выборы, которую одной лишь стабильностью не объяснить.

Видимо, дав согласие на членство Эстонии в ЕС на сентябрьском референдуме, граждане решили, что им этого вполне достаточно. Очень многие слабо представляют себе, чем будут заниматься в Европарламенте их избранники, а, главное, какая от этого будет польза им, избирателям. В Эстонии все более или менее очевидно, а вот что могут сделать для страны всего 6 эстонских евродепутатов в далеких Брюсселе и Страсбурге, не всякий может понять, особенно если ему это и не разъясняют. Да и кто разъяснит? Сами политики не во всем еще разбираются.

Немаловажную роль играет и проводимая партиями довольно неуклюжая предвыборная кампания. Включение в списки спортсменов и моделей, скорее, оттолкнули часть потенциальных избирателей, чем привлекли новых. Плакаты на улицах тоже не очень-то привлекательные.

Весьма показательны результаты опроса Emor в привязке к политическим симпатиям опрошенных граждан. Среди поклонников Партии Реформ процент готовых идти на евровыборы самый высокий, заметно опережает показатели среди сторонников других ведущих партий. Думается, потому, что реформисты всегда твердо высказывались за членство Эстонии в ЕС и были одной из ведущих сил, участвовавших в переговорах с Евросоюзом. Они не стали вносить в свой список ни спортсменов, ни топ-моделей. Куда больший пропагандистский эффект дает уже начавшаяся работа в Еврокомиссии лидера партии Сийма Калласа.

Поделиться
Комментарии