Впрочем, здесь мы далеко не одиноки. Схватка за общий кошелек ЕС идет прежде всего между богатыми "старыми" странами ЕС и новичками, которые пока не достигли среднего по ЕС уровня благосостояния и остро нуждаются в деньгах из структурных фондов. Но и между донорами тоже нет согласия. Не случайно именно Великобритания во время своего нынешнего председательствования выступила со скандальным предложением урезать помощь новичкам-получателям дотаций, равно как и общий бюджет ЕС (с 1,24% от совокупной суммы национальных бюджетов, предложенных Европейской Комиссией, до 1,03%). Это понятно, так как островитяне (в отличие, например, от Франции) наименее связаны с системой получения дотаций из общих европейских фондов.

В июне, накануне своего вступления в должность председателя ЕС, британцы фактически провалили обсуждение бюджета, надеясь за полгода "своего" председательства уломать несговорчивых "новых европейцев". Но вот уже близок последний срок  — 15-16 декабря, когда бюджет должен быть утвержден на саммите ЕС, а консенсус не достигнут. Вполне возможно, что британцы решили сыграть блиц-партию, при которой у оппонентов было бы минимум времени для ответных ходов. Если в этом году принять бюджет не удастся, то эта головная боль перейдет к следующей стране-председателю — Австрии. Которая, однако, также стоит на позициях сокращения помощи новичкам Евросоюза.

Вместо того, чтобы затевать опасный спор с Францией насчет огромных дотаций, которые получают тамошние фермеры за то, что выливают сверхквотное вино в канавы, Великобритания решила снизить свои расходы за счет уменьшения дотаций в фонды солидарности, которые служат для выравнивания уровня развития стран Евросоюза. Главными потерпевшими в данном случае неизбежно становятся новички ЕС, в том числе Эстония, которая потеряет в течение семи лет примерно 6 миллиардов крон. Многие масштабные проекты по обновлению инфраструктуры придется просто забыть.

Председатель Европейской Комиссии Жозе Баррозу (а его родная Португалия сама не относится к "толстосумам" ЕС) сначала резко раскритиковал план Великобритании, однако потом пошел на попятную, согласившись с компромиссным вариантом, который на самом деле мало что меняет. Вопрос о перспективном бюджете, равно как и провалившаяся попытка принятия общеевропейской конституции, в очередной раз обнажила опасные тенденции в развитии ЕС после последнего, самого обширного в его истории расширения. Лобби крупных стран-доноров — Великобритании, Германии и Франции — защищающих прежде всего свои национальные интересы, все чаще оказывается сильнее мечты о по-настоящему Единой Европе. Недавняя история с российско-германским газопроводом лишнее тому подтверждение.

Соединенные Штаты — модель, которая во многом стала ориентиром для строительства Единой Европы, прошли в своей истории гражданскую войну между Севером и Югом, после которой, собственно говоря, и начинается история США как единой страны, а не аморфной совокупности отдельных территорий. Похоже, что сейчас Евросоюз проходит такой же период крайнего обострения противоречий между его составляющими частями. Хорошо хоть времена изменились, и теперь ожесточенные споры ведутся с помощью калькуляторов, а не пушек.

Поделиться
Комментарии