По данным Союза арендаторов, около 100 000 человек в Эстонии являются вынужденными квартиросъемщиками. То есть теми, кто во времена СССР получил по ордеру жилье, но с восстановлением независимости Эстонии это жилье было передано во владение бывшим собственникам.

Ипотеку не дают

”Я 35 лет жил в доме на Катузепапи, — рассказывает Павел. — С восстановлением независимости этот дом был возвращен бывшим собственникам, и таким образом жильцы стали вынужденными квартиросъемщиками. С нами заключили договоры, все было хорошо. Но сейчас дом выставили на продажу”.

Из обветшалого деревянного дома съехали все жильцы. Павел остался последним. Мы поднимаемся по выстуженной лестнице на второй этаж.

”Вы не удивляйтесь, я тут на чемоданах уже, — приглашает Павел в небольшую квартиру. — Конечно, все было по закону, нас предупредили за полгода. В августе я впервые обратился с заявлением в управу Ласнамяэ с просьбой предоставить муниципальное жилье. Не теряя надежды на то, что новый владелец дома заключит с нами договоры. Увы, этого не произошло, жильцов попросили освободить помещения”.

Ситуация, в которой оказался мужчина, достаточно сложная. По его словам, зарплата не позволяет не то что купить жилье, но даже арендовать.

”Я обращался в банк, но при моих доходах ипотеку не дают, — говорит Павел. — Арендовать тоже непросто — я могу рассчитывать лишь на самые недорогие варианты. Но такие квартиры разлетаются мгновенно. 7 февраля я должен покинуть квартиру, мне уже даже электричество отключали. Убивает другое — ни город, ни государство никак не помогают таким, как я”.

Хотя, по данным мэрии, в рамках проекта ”5000 квартир в Таллинне” в 2009 году был выстроен жилой квартал на Раадику. И тем самым была решена проблема вынужденных квартиросъемщиков — более 3500 вынужденных квартиросъемщиков получили муниципальное жилье.

”В столице получают помощь все вынужденные квартиросъемщики, кто об этом ходатайствовал”, — отдельно отметили в пресс-службе столичной мэрии.

Две попытки мимо

Павел повторно обратился с заявлением о предоставлении жилья и снова получил отказ.

”Честно говоря, я не знаю, что делать, — продолжает свою историю вынужденный квартиросъемщик. — Думал, что таким, как мы, предусмотрена хоть какая-то помощь — ведь мы не по своей воле оказались в таких условиях. Но, судя по ответам от чиновников, ничего нам не полагается”.

Пресс-служба мэрии, в ответ на наш запрос, сообщила, что Павел не подавал заявление о выделении муниципальной жилплощади как вынужденный квартиросъемщик. Также, по словам чиновников, оба раза его заявление было рассмотрено членами комиссии, и причин, по которым ему можно было бы предоставить квартиру, не нашлось.

”Он работоспособного возраста, имеет работу, получает зарплату, нет сложного материально-социального положения, поэтому было принято решение отказать”, — поясняют в мэрии.
”Я снова ходил в управу, надеялся, что что-то сдвинулось, но мое дело до сих пор на рассмотрении комиссии, а я в любой момент могу оказаться на улице”, — подытоживает грустную сагу Павел.

Уку Хянни, советник отдела государственного имущества Министерства финансов, отмечает, что законодательство предусматривает разные возможности для помощи вынужденным квартиросъемщикам. Это и займы на льготных условиях, и пособия на приобретение нового жилья, и гарантии продления договоров аренды, возможность аренды муниципального жилья.

”Большая часть социально-экономических проблем, связанных с возвратом имущества бывшим собственникам уже разрешена, — отмечает чиновник. — Но в некоторых городах — например, Таллинне, Тарту и Пярну — остались единичные арендаторы, которые нуждаются в новом жилье или помощи при его покупке”.

В первую очередь, как говорят в Минфине, за помощью нужно обратиться в местное самоуправление.

Ясности не много

Мы снова обратились в районную управу Ласнамяэ, чтобы все-таки выяснить, по какому принципу происходит распределение муниципального жилья, ведь вопросов очень много. Например, как происходит распределение жилплощади, как продлеваются договоры?

Иногда даже достаточно обратить внимание на то, какие автомобили паркуются перед муниципальными домами, чтобы усомниться в том, что тут живут сильно нуждающиеся люди. А кому-то квартиру действительно не получить. Но ответы чиновников по-прежнему обтекаемы и ясности вносят не много.

”Для получения муниципального жилья необходимо соответствовать ряду условий, — комментирует пресс-секретарь Ласнамяэской управы. — И если человек не соответствует условиям, то получить жилье он не может. В частности, для получения муниципальной жилплощади в качестве вынужденного квартиросъемщика нужно было написать заявление о принятии на учет не позднее 1 марта 2003 года. Каждое заявление рассматривает жилищная комиссия”.

Что же касается общежитий на Раадику, то эти дома распределены среди восьми районов города и предназначены для людей, оказавшихся в сложных социальных условиях, молодых семей, а также для нужных городу специалистов. А наличие автомобиля, как отмечают чиновники, никак не влияет на решение выделить муниципальное жилье.

”Договор заключается на пять лет и продлевается, если человек по-прежнему является лицом, нуждающимся в жилплощади”, — заключают чиновники.

Откуда не ждали

Вторая ситуация куда более распространенная: люди просто не имеют возможности приобрести жилье и вынуждены снимать квартиры, выплачивая ежемесячно только за аренду круглые суммы.

”Мы — молодая семья с двумя детьми, — говорит Елизавета (имя изменено — ред.) — Стоим на очереди для получения муниципального и социального жилья уже более пяти лет. Ежегодно переезжать сил нет, да и денег тоже: около 1000 евро стоит только первый взнос плюс переезд. И потом около 500 евро ежемесячно”.

Муж молодой женщины работает строителем, причем официально. И это обстоятельство лишило семью права на пособия.

”Никого не волнует, что ему уже три месяца не платят зарплату, для чиновников важно, что он имеет работу, — говорит Елизавета. — И теперь неизвестно, выплатят ли вообще. Я только вышла из отпуска по уходу за ребенком, стою на бирже, ищу работу. Вдобавок муж сломал руку, сейчас дома”.

Денег у семьи нет, отчаявшаяся женщина пошла искать помощи у чиновников.

”Я попросила у них хотя бы 900 евро на первый взнос для аренды, но мне сказали, что это их не касается, — описывает Елизавета свой визит в управу Мустамяэ. — Потом спросила про новый социальный проект, в рамках которого нуждающимся малообеспеченным семьям помогают арендовать жилье и выделяют на это 600 евро. Но мне сказали, что такое пособие выделяют бомжам, а мы не бомжи. Что это вообще за проект такой, в котором те, кто нуждается, оказываются без помощи?”

По словам женщины, ей предложили отправиться в приют для матери и ребенка, а мужу — в ночлежку.

”Я не знаю, что делать в этой ситуации, мы отчаялись, — говорит Елизавета. — Кругом строят жилье то для пенсионеров, то для учителей, то для госслужащих. А что делать нам? Тем, кто оказался в такой ситуации. Три месяца без зарплаты кормильца, сейчас у мужа еще и гипс. Куда нам?”

Комментария от управы Мустамяэ по этому вопросу газете получить так и не удалось.

600 евро не про вас

Но, как объясняют чиновники столичной мэрии, Таллинн никогда не оставит ни одного нуждающегося без крыши над головой. В экстренной ситуации, например, после пожара, погорельцев можно разместить в специально зарезервированных для подобных ситуаций семейных комнатах. В остальных случаях оказавшийся без крыши над головой человек может найти первое убежище в ночлежке для бездомных, а затем у него есть возможность перебраться либо в центр социального размещения, либо в муниципальную квартиру, либо с помощью первичного городского финансирования в одну из арендованных квартир.

”Недавно в столице запустили проект, в рамках которого начали поддерживать переезд из социальных домов тех людей, которые могут социализироваться, в отдельное жилье, — объясняют принцип распределения пособия чиновники. — Для аренды квартир, находящихся на свободном рынке, город покрывает арендную плату за первый месяц, и при необходимости залоговую сумму в размере не более 600 евро”.

Первоначально на этот проект выделено 15 000 евро — с января по май 2018 года. Тех, кто будет участвовать в проекте, выбирает столичный Центр социальной работы в сотрудничестве с отделами соцобеспечения районных управ.

”Людям, попавшим сложную финансовую ситуацию, рекомендуем обратиться в соцотдел районной управы, каждый случай рассматривается индивидуально, — поясняют в мэрии. — В случае обоснованной необходимости возможно ходатайствовать о социальном или муниципальном жилье — для этого необходимо написать заявление”.

По состоянию на 1 января 2018 года в столице в очереди с ходатайствами об аренде муниципального жилья стояли 2824 человека. Длиннее всего очереди в Ласнамяэ и Пыхья-Таллинне. Средний срок ожидания жилья указать невозможно — в столице такой статистики не ведется. К тому же ходатайство состоит из двух этапов.

”На первом этапе человек предоставляет ходатайство, чтобы его взяли на учет, — говорят чиновники. — И тогда же оценивается необходимость. У тех, кого на учет взяли, имеется возможность выбрать из тех помещений, которые сейчас в доступе. О подходящем жилье извещают районную управу, и затем жилищная комиссия выбирает из числа претендентов самого подходящего”.

Муниципальные помещения сдаются в аренду сроком до пяти лет, когда срок истекает и арендатор по-прежнему нуждается в помощи города, договор можно продлить. Тоже на срок до пяти лет. Но сначала это жилье нужно суметь получить.

Поделиться
Комментарии