Много говорится о зарплатах медицинских работников и царящей в системе здравоохранения тотальной нехватке денег. Реже обсуждается, как развивать и сохранять в эстонских больницах ведущих специалистов в своей области.

На сегодняшний день в Восточно-Таллиннской центральной больнице работает четыре спинальных хирурга. Когда я приступил в прошлом десятилетии к выполнению более сложных операций на позвоночнике, я захотел основать один из сильнейших центров компетенции в Эстонии в этой области. Осмелюсь утверждать, что мне удалось претворить эту мечту в жизнь, и несомненно, более половины сложнейших операций на позвоночнике в Эстонии делают у нас.

Как это произошло? В какой-то момент пациенты сами стали обращаться к нам, поскольку распространилась информация о наших умениях и компетентности, а также о том, что здесь оперируют и таких больных, которым в других местах не могут помочь. Боль в спине является в Эстонии одной из наиболее распространенных причин обращения к врачу. Число обращающихся к врачу с различными заболеваниями позвоночника все возрастает, отчасти это происходит потому, что люди поняли: если можно что-то сделать, не стоит мириться с низким качеством жизни.

Специалист нуждается в работе

На сегодняшний день мы оперируем около 300 больных в год, однако годовая нагрузка команды из четырех хирургов должна составлять примерно 400 операций. Достаточная нагрузка одного врача составляет 150 операций в год — это обеспечивает хорошую рабочую форму и профессиональное развитие. Однако, к сожалению, при нынешней договорной нагрузке Больничной кассы каждый врач может оперировать всего раз в неделю. Полагаю, подобная ситуация для Эстонии не уникальна, и в других крупных больницах также появились узкоспециализированные центры компетенции, которые борются с аналогичными проблемами.

Здесь, однако, следует глубоко поразмыслить, разумно ли 15 лет воспитывать настоящего профессионала своего дела и при этом позволять ему заниматься работой по специальности всего раз в неделю. Талантливые врачи — это достояние, нуждающееся во всесторонней поддержке, в том числе и со стороны коллег. Ведущие специалисты нуждаются в работе, возможности получать дополнительное образование и при этом применять изученное на практике. Как обеспечить в такой ситуации профессиональное развитие наших молодых хирургов и вместе с тем оказание пациентам высококлассного лечения? Возможно ли это без дополнительного финансирования?

Мне кажется, что, учитывая размеры Эстонии, одной из неиспользованных возможностей является создание профессиональных сетей, подразумевающее не только формальное объединение больниц, но и реальное сотрудничество между ведущими специалистами в своей сфере и лицами, несущими ответственность за конкретную область медицины в больницах на уездном уровне.

Сэкономим деньги

Что дало бы такое сотрудничество в более глобальном плане? Объясню на примере нашего центра. Тяжелобольные попадают к нам достаточно быстро. Сложнее обстоят дела с теми, кого боль в спине или ноге не приковывает к постели. Возникло представление о том, что спинальная хирургия, особенно винты в позвоночнике, приводит к ухудшению качества жизни человека. Тем не менее, целью любого хирургического вмешательства всегда является повышение качества жизни — просто надо подбирать нужную операцию для каждого пациента.

Общеизвестно, что количество повторных операций необходимо свести к минимуму, и осмелюсь заявить, что врачи, изучающие конкретную специальность 15 лет, способны принимать верные решения и в случае более простых операций. Вместе с тем — если очевидно, что повторная операция улучшит качество жизни человека, мы сможем успешно оказать помощь людям, которым первичную операцию сделали 10–15 лет назад. Однако на сегодняшний день цель заключается в укреплении реального сотрудничества и повышении осведомленности о современных возможностях лечения, чтобы жители различных регионов Эстонии как можно скорее получали необходимую медицинскую помощь. С одной стороны, это поможет пациентам быстрее выздороветь, а с другой — сэкономит средства Больничной кассы.

Наши хирурги уже около десяти лет являются в Эстонии единственными, кто делает операции на позвоночнике и малоинвазивным методом. Полагаю, каждый, кто приходит утром на операцию, хотел бы к вечеру вернуться домой и восстанавливаться значительно быстрее, что позволяет, наряду с открытыми операциями, именно малоинвазивный метод.

Сохраним своих профессионалов

Разумеется, я отдаю себе отчет в том, что осуществлять такие изменения на практике нелегко, однако при этом следует иметь в виду, что центры, привыкшие десятилетиями работать по старой методике, не обременяли бы нашу систему здравоохранения. Эти изменения требуют огромной доброй воли самых разных сторон. Мы все должны заглянуть внутрь себя и проанализировать — как оказывать жителям Эстонии наилучшее лечение. Ведь на самом деле мы, врачи, прекрасно знаем, в какой больнице можно найти хорошее решение наиболее сложных проблем в узкоспециализированной области. Мы знаем, где в Эстонии имеются специализированные команды профессионалов.

Если мы согласны в том, что для жителей Эстонии на первом месте стоит качество лечения, то мы можем разработать и дальнейшую модель того, как реализовать способности команд профессионалов наилучшим образом. Ведь достижение и поддержание профессионализма в медицине требует непрерывной работы, и для этого недостаточно обычных 8-часовых рабочих дней. Несомненно, наши ведущие специалисты выполняют свою работу, жертвуя чем-то, и от некоторых вещей в жизни приходится отказаться. Таким образом, поддержание профессионализма является также вопросом приоритетов, того, что сам человек хочет от жизни.

Поскольку Эстония не может составить конкуренцию Северной Европе по части зарплат ведущих врачей, следует конкурировать в том, чтобы предоставлять нашим врачам-специалистам лучшие возможности для самореализации. Кстати, это обеспечит наличие у нас узкоспециализированных профессионалов не только сейчас, но и десять, и двадцать лет спустя.

Поделиться
Комментарии