”Что в этой школе происходит??? И куда смотрят другие родители? И куда смотрит Директор школы уже 2 заявление написано, Почему Ребенка во второй раз доводят до Истерики и слез? … Учитель это пример ребенку а как вы думаете какой он подает пример??? Орание и обзывание? … Вот знаете в след раз будем говорить по другому, этой особы с колхоза выставляю фото и имя …”

Орфография и пунктуация автора сохранены. Общий смысл послания в Фейсбуке сводился к тому, что учителя школы обижают ученицу, за которую вступился ее брат, опубликовав гневное послание в социальной сети, не поленившись не только написать достаточно длинное и эмоциональное послание, но и добавить фотографии преподавателя, заодно обнародовав имя и фамилию.

”Подружка” директора

Разумеется, тут же пошли комментарии. Так, одна из дам отметила, что преподаватель — подруга директора, поэтому может делать что хочет, а ”директор все покроет”. И дальше еще много строк с тем же смыслом.
Чуть позже публикация была удалена, но учительница, о которой шла речь, успела сохранить скриншоты.

”Я в шоке от того, сколько грязи вылили на меня в интернете, — говорит она. — У меня огромный стаж работы, никогда с детьми проблем не было. Что касается этой девочки, у нее не первый конфликт в классе. И когда я сделала ей замечание в духе ”что же подумает о тебе твой молодой человек”, у нее началось совершенно демонстративное поведение. От обвинений во вмешательстве в личную жизнь до хлопанья дверью класса и громкой истерики до конца урока”.

После учебного дня в школу пришел старший брат ученицы. И начал выяснять, на каком основании учительница посмела влезть в личную жизнь девочки.

”Разговор начался в таком тоне, еще и при всех, что я просто не стала вступать в дальнейший диалог, — говорит преподаватель. — Ну а потом появилась вот эта публикация. Нам пришлось всем классом, да еще и с директором школы разбирать этот случай. Более того, у меня есть видео-запись поведения девочки на уроке. Поверьте, если бы все было в порядке, ни один учитель не стал бы делать замечаний. После этого мне еще и на телефон поступили угрозы в духе ”ходи теперь, оглядывайся!” Разумеется, я отнесла заявление в полицию — как по части клеветнической публикации в интернете, так и по части угроз”.

Оскорбления и извинения

”Я привыкла к тому, что всегда найдутся те, кому хочется поупражняться в злословии и остроумии, упоминая мое имя, — говорит известный экстрасенс Илона Калдре. — Читать и слушать всю эту чушь просто противно. У нормального человека просто не укладывается в голове, зачем и кому это грязное дело может приносить удовольствие? Я в этой ситуации сожалею только о том, что это ранит моих близких, моих родителей — они, естественно, переживают и волнуются”.
По словам Калдре, друзья и мудрые люди советуют не обращать внимания, но у самих получается сохранять хладнокровие ровно до тех пор, пока не оказываются в подобной ситуации.

”Это давно следует остановить, в том числе и на законодательном уровне. Выходит, что любой человек может сказать в Сети все, что считает нужным, не особо выбирая при этом слова и способы для самовыражения”, — считает экстрасенс.

Как раз недавно в Фейсбуке появились очередные обвинения Илоны Калдре в мошенничестве. Как водится — голословные. И оставлять это безнаказанным она не намерена.

”Пару лет назад один человек разместил в Фейсбуке оскорбительную информацию, порочащую мою честь и достоинство, — вспоминает Калдре. — Мой юрист подготовил иск в суд и отправил ему письмо. Знаете, что самое удивительное? Клеветник оказался работником гос-учреждения! И писал просто так, от скуки! В итоге он принес публичные извинения. Важно, чтобы люди поняли, что нельзя безнаказанно очернять других!”
Понятно, что экстрасенсорика и ясновидение у некоторых вызывают скептическую ухмылку, но это не дает никому права называть человека мошенником и аферистом, если при этом нет доказательств обмана и нет официального уголовного дела.
”Илона Калдре никогда не была привлечена к судебной ответственности ни по какому делу”, — подчеркивает юрист Алексей Мотузов, который поддерживает Илону в случае необходимости.

Без доказательств

В случае истории с оскорбленной учительницей администратор группы, где появилась запись, спохватился и убрал самые крепкие выражения. Очерняющий учителя текст удалил и автор публикации, который согласился ответить и на вопросы ”МК-Эстонии”. У него в этой истории своя правда. Причем, утверждает он, у его сестры есть записи разговоров с педагогом, которые доказывают их правоту. Правда, этих записей мы так и не получили.

На вопрос, на каком основании был размещен пост с публикацией личных данных преподавателя без его разрешения, был получен ответ в духе: ”Это моя лента. Это мое право”.

На второй вопрос, почему публикация была удалена, был такой ответ: мол, девочка поговорила с учителем и директором, вопрос решили, поэтому и запись стерта.

А судьи кто?

Отстаивать свои права и доброе имя можно по-разному. Илона Калдре, например, запатентовала свое имя, чтобы уберечься от его использования в сомнительных кампаниях.

”Один раз, например, я ходила в салон, — вспоминает ясновидящая. — Каково было мое удивление, когда я увидела свою фотографию в рекламе салона! Я не давала на это разрешения! И еще один известный телеканал использовал мою фотографию в рекламе новой передачи. А я там не планировала сниматься. Поэтому решила подстраховаться”.
Как говорит Любовь Кессельман, патентный поверенный, член правления патентного бюро Kesna Patendibüroo, патент имени дает защиту в случае, если кто-то хочет извлечь коммерческую пользу, пользуясь известностью человека. Например, использовать имя знаменитости в рекламе каких-то услуг или препаратов. Но от злобных комментаторов или клеветы не защитит. Тут помогут только юристы и суд.

”Конституционным правом каждого человека является свобода открыто выражать свои мысли, — говорит присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — Но эта свобода не абсолютна, то есть законом ее можно ограничивать, например, для защиты частной жизни или чести, достоинства или репутации других лиц. А вот есть ли основания для ограничения или нет — решит в случае спора суд”.

По словам присяжного адвоката, клевета в отношении обычного человека или его оскорбление больше не являются преступлениями. Преступлением считается лишь клевета в отношении представителя власти, суда или лица, имеющего международную защиту.

”Если лицо, в отношении которого кто-либо высказался, недовольно этим, то имеет право потребовать или опровержения неверных фактов, или воздержания от повторных высказываний, — объясняет Евгений Твердохлебов. — Тот же, кто выражал свои мысли, может защищаться от требования, доказав, что факты были верные или оценки, которые были даны, адекватные”.

Адекватность оценочных суждений объяснить довольно просто: например, если человек не так давно неоднократно наказывался судом за имущественные преступления, и его назвали ”нечистым на руку”, то такая оценка может быть допустимой. При этом продолжает действовать общее правило, что никого нельзя унижать или оскорблять.

Государство и народ

Руководитель службы частного права Министерства юстиции Индрек Никлус также отмечает, что у государства нет планов как-то ограничить свободу комментирования в интернете.

”У каждого есть право свободно выражать свое мнение, и интернет вполне подходящее для этого место, — отмечает он. — Но при этом законодательство Эстонии ясно прописывает то, что у нас запрещены оскорбление, поношение, унижение, экстремизм и прочие высказывания как в интернете, так и в любом другом месте”.

При этом контролировать содержание высказываний должен прежде всего тот, кто комментирует — он должен отвечать за свои слова.

”А поскольку сейчас ранящие и подстрекательские комментарии появляются и на крупных интернет-порталах, не исключена и ответственность редакций, — продолжает руководитель службы частного права Министерства юстиции. — Несколько лет назад суд рассматривал дело бизнесмена Вячеслава Леэдо против портала Delfi, признав ресурс ответственным за злонамеренные и вульгарные комментарии”.

Кстати, тяжба Леэдо с Delfi дошла аж до Европейского суда по правам человека. Несмотря на то, что оскорбительный комментарий был удален, в Эстонии суды всех инстанций все же присудили порталу выплатить бизнесмену 5000 крон (дело было еще в 2006 году) в качестве компенсации морального ущерба. В 2015 году в деле была окончательно поставлена точка — Delfi проиграл в Европейском суде.
Подобные иски — не редкость, но тут важно подчеркнуть то, что во многом все зависит от активности обиженного — все-таки никто не будет отстаивать за вас правоту.

”Честь и достоинство человека защищает, например, Закон о долговом праве, — отмечает Индрек Никлус. — Вместе с гражданским делопроизводством они дают возможность человеку обратиться за помощью в случае, если другой затронул его честь или доброе имя. Если же комментарии, например, напрямую угрожают жизни, здоровью или имуществу, можно обратиться за помощью в полицию или прокуратуру — все вышеперечисленное является наказуемым”.

Поделиться
Комментарии