Когда в закон о подоходном налоге ввели норму о не облагаемом налогом месячном доходе в 500 евро (с 1 января 2018 года), многие полагали, что это их не касается. Можно даже примерно прикинуть, сколько получателей официальных зарплат обретут право на освобождение от налога в пределах 500 евро.
За второй квартал нынешнего года месячная медианная брутто-зарплата в Эстонии составила 958 евро. Это означает, что половина всех получателей зарплат в стране, то есть 276 938 человек, получали меньше и столько же — больше. Необлагаемый минимум в 500 евро будет ”работать” для всех, чей месячный брутто-доход не выше 1200 евро. То есть можно уверенно утверждать, что уж 300 тысяч получателей зарплат новая норма точно коснется.
И будет им счастье? Это утверждать я бы не стал. Дело в том, что для получения льготы доход из всех источников должен быть ниже 1200 евро. Что это значит, разберемся на самом распространенном примере. Предположим, есть работник-пенсионер (что у нас не редкость). И предположим, его месячная брутто-зарплата около медианной, то есть 960 евро. А пенсия, скажем, 460 евро. Как сегодня выглядит налогообложение такого человека? На работе ему не облагают подоходным налогом 180 евро. При выплате пенсии действует свой необлагаемый минимум — 236 евро. И никакими расчетами наш гипотетический работающий пенсионер сегодня может не заморачиваться.
Рассчитывает ему налог работодатель и удерживает из брутто-зарплаты, отправляя деньги в бюджет. Налог с пенсии точно так же рассчитывает Пенсионный департамент (отнимая из 460 евро 246 и дальше от 224 евро 20% удерживает и перечисляет в бюджет).
Но с 1 января следующего года специального ”пенсионного” необлагаемого минимума не будет, и у нашего налогоплательщика есть несколько возможных вариантов поведения. Первый, который настоятельно рекомендует Налогово-таможенный департамент, — подать заявление работодателю, указав в нем, что он просит учитывать необлагаемый минимум не 500 евро (как вышло бы исходя из размера зарплаты), а 377,77 евро.
Откуда цифра? Она получилась из суммарного месячного дохода в 1420 евро (960 + 460) на основе специальной формулы, приведенной в законе. Обращаю внимание читателей, что законодатель обязанность расчета необлагаемого минимума возложил на самого налогоплательщика.

А если по-прежнему ничего не считать?
Это возможно. Продолжим пример, в варианте, когда налогоплательщик в 2018 году никуда никаких заявлений не подаст. Тогда бухгалтерия работодателя рассчитает подоходный налог со всей брутто-зарплаты. Так же поступит Пенсионный департамент. Только по итогам года на основе декларации (которую закон обязал подавать всех, чей доход образуется более чем из одного источника) выяснится: человек переплатил налоги. Ему сделают перерасчет в налоговой службе и вернут переплату. То есть получится, что весь год налогоплательщик по сути дела кредитовал государство. Оно вернет кредит, правда, без процентов.
Возьмем обратный случай. Не умея рассчитать свой необлагаемый минимум, налогоплательщик напишет и подаст два заявления: одно работодателю, другое в Пенсионный департамент и в обоих попросит применять полагающийся ему необлагаемый минимум (в обоих случаях по 500 евро). Тем самым он обеспечит себе получение ежемесячно больших, чем ему положено, сумм нетто-выплат.
Выяснится недоплата налога снова только после подачи годовой декларации. После чего придуманный нами налогоплательщик получит требование о доплате налога. То есть по сути снова мы имеем дело с кредитом, но уже от государства человеку. И пока еще процент по этому кредиту также не установлен.
В действительности и первый и второй вариант будут встречаться на практике, но — скорее всего — не в крайних значениях (как мы предположили). Многие попросту с непривычки не справятся с расчетом. Наверное, в придуманном нами случае такой проблемы не будет (когда имеется постоянный ежемесячный ”оклад жалования” и пенсия).
А если работник сдельщик? И если получает деньги в трех или четырех местах? То есть ему придется рассчитывать для себя необлагаемый минимум каждый месяц и сообщать в одну из бухгалтерий. Работенка та еще, доложу я вам, уважаемые читатели. Конечно, если в фирме три-четыре работника и бухгалтер ”свой человек”, он поможет.
А если в фирме сто работников? Да пускай хоть двадцать. Тогда придется считать самому.
Большинство на это дело, как говорится, ”положит с прибором”. И дождется перерасчета на основе декларации. Что еще легко спрогнозировать: повысится заинтересованность при любых подработках получить оплату ”по-черному”. Чтобы не морочить себе голову расчетами. Все-таки многие из нас Homo sovieticus.
И в этой связи хочу напомнить старый советский анекдот. Хирурги разных стран на международный симпозиум представили разные сложные операции. Из Советского Союза — удаление гланд. ”Что здесь сложного, — их спрашивают, — рутинная операция…” ”Да, — отвечают, — но у нас их удалили, извините, через задний проход”. ”И правда сложно, — говорят. — Но зачем?” ”А у нас, — отвечают, — все так делается”.
Вам не кажется, уважаемые читатели, что не только налогоплательщики у нас все еще sovieticus?
Поделиться
Комментарии