”Увольнение профсоюзного лидера Ю. Грибовского с должности главного доверенного лица коллектива шахты Эстония, состоявшееся 30 ноября, обернется для концерна Ээсти Энергия головной болью, юридическими проблемами и потерей имиджа предприятия, соблюдающего законность в диалоге с профсоюзом. Проблема тянется с празднования Дня Шахтера, проводившегося по традиции в последнее воскресенье августа в Кохтла-Нымме на территории шахтного музея. Там произошел инцидент: Грибовский потерял сознание, и ряд признаков позволял составить мнение о том, что у него передозировка какими-то препаратами. Но мнение — мнением, а живем-то мы в государстве демократическом, в котором у человека существует ряд прав. Если яд попал в организм человека, это еще не значит, что он попал туда по воле человека. И это удалось доказать в суде.

Но руководство концерна поторопилось и, не дожидаясь решения суда, поспешило убрать принципиального защитника интересов трудящихся, несмотря на неоднократно высказанное мнение коллектива о том, что надо подождать окончания расследования. С 1 декабря Грибовский не является работником шахты Эстония, и, хотя он продолжает быть членом правления Независимого Профсоюза Шахтеров и Энергетиков, в доступе к рабочему месту ему отказано, на собраниях, которые проводит администрация, пытающаяся срочно переизбрать на его место подконтрольного ей человека, присутствует охрана, дабы не допустить там его появления. Но псевдовыборы проваливаются. Коллектив и в его отсутствие высказался за возможность проведения перевыборов только после объявления решения суда.

Суд принял решение о полной невиновности Грибовского по делу о проступке номер 2440,17,006061. Профсоюзный лидер должен быть восстановлен в правах и допущен на свое законное рабочее место”.

Это письмо, вероятно, писал адвокат Грибовского, раз речь в нем ведется от третьего лица. Теперь, не исключено, что полиция потребует пересмотра дела в суде более высокой инстанции, раз ее решение наказать Юрия за якобы употребление запрещенных веществ суд счел незаконным. Но не об этом речь. Вопрос в том, как предприятие могло уволить профсоюзного лидера без согласования с высшей профсоюзной инстанцией.

В конце прошлой недели Юрий Грибовский рассказал порталу Delfi, что каждое утро он приезжает на работу, однако дальше шлагбаума его на шахте не пропускают. Так, все-таки, законно или нет был уволен профсоюзный лидер? У предприятия есть свое мнение, у Грибовского — свое. А что думает по этому поводу руководитель Ида-Вируского отдела Центрального Союза профсоюзов Эстонии Александр Старцев. В понедельник порталу Delfi удалось с ним связаться и задать вопросы.

- Господин Старцев, после ухода Владислава Понятовского с должности председателя Независимого профсоюза шахтеров и энергетиков, его сменил Юрий Грибовский. Как он может быть главным доверенным лицом профсоюза шахты?

- Действительно, Юрий Гриовский возглавлял Независимый профсоюз, потом по состоянию здоровья он ушел, сдав должность Марине Лукьяновой, и стал главным доверенным лицом профсоюза шахты ”Эстония”. Теперь уже бывшим.

- В СМИ появилось сообщение, что увольнение главного доверенного лица шахты было согласовано с профсоюзом.

- Нет. Профсоюзы, насколько я знаю, были против увольнения.

- А как это можно в демократической стране уволить главное доверенное лицо профсоюза без согласия высшей профсоюзной инстанции?

- Да. Но это не нарушение. Там закон у нас такой, что работодатель может учесть мнение профсоюза. А может и не учитывать. Значит, они не посчитали нужным учитывать мнение профсоюзной инстанции.

- А в странах ”развитого капитализма” такой же порядок?

- Я, честно говоря, не знаю.

- Знаете ли вы подробности этого дела? Независимый профсоюз шахтеров и энергетиков входит в Центральный Союз профсоюзов Эстонии?

- Входит. Но это — шахтеры, это их внутренние дела.

- Где получает зарплату главное доверенное лицо профсоюза шахты?

- От работодателя. У нас мало кто получает зарплату от предприятия, вот у него — так. В основном, профсоюзы сами зарплату платят. Он — главное доверенное лицо, а по закону, если у него больше 500 членов профсоюза, ему зарплату платит работодатель. В случае с Юрием Грибовским остается ждать решение суда высшей инстанции.
На снимках: Александр Старцев и Юрий Грибовский на праздновании Дня шахтера в Кохтла-Ярве.

Поделиться
Комментарии