Он сознательно выбрал такой путь — когда-то у него были жена и дети, но что-то случилось, произошел развод, и они больше не общаются. Он говорит, что разорвал с ними всякие отношения, хотя дает понять, что к этому привели обоюдные усилия.

”Когда мне стукнуло 60, я подумал: неужели я всю жизнь должен буду провести в роли бегового таракана, — говорит Эдуард. — Решился. Дал объявление в газете, что согласен сторожить лесной дом или дачу, и с этого момента моя жизнь переменилась. Неподалеку оказался небольшой участок государственной земли, когда-то затоптанный военными и заросший кустарником, а также разрушающийся пионерлагерь”.

Потихоньку он выкорчевал на этом участке, недалеко от объекта, который сторожил, кустарник, посадил картошку и стал собирать в лесу материал для строительства собственного дома. Года три или четыре он только копил материал, прежде чем приступил к постройке.

По-простому

Тут надо отметить, что Эдуард строил дом с круговым срубом из подручных материалов. Собирал валявшуюся в лесу ольху, обтесывал ее и выкладывал стену, подтыкая щели ватином.

Большую часть стены занимают окна почти до пола — в старых советских деревянных рамах, которые нашел там же неподалеку.

”Эзотерики говорят о синхронистичности — это когда все получается как бы само собой. Мою семейно-социальную жизнь нельзя назвать удачной, но тут дело пошло исключительно хорошо”, — улыбается он.

Так и получилось, что из вторсырья пожилой человек построил себе дом. В нем три жилых помещения: кухня, где стоит печка, стол, пара стульев и шкаф, комната, где расположены стол, стулья и шкаф с книгами, и спальня, где стоит кровать, и на гвоздиках висит одежда.

Рядом — два подсобных помещения, где Эдуард хранит некоторые стройматериалы, и запасы на зиму: картошка, что-то в баночках и травы. Травы он собирает сам в лесу, потом из сбора девяти видов пьет чай.

”Покупные ни чай, ни кофе не употребляю”, — говорит он.

Там же у него стоит ”ледник”. Эдуард взял старый холодильник, вытащил из него все внутренности, оставив только коробку, налил в полуторалитровые пластиковые бутылки воду, заморозил ее и теперь может там хранить продукты, чтобы они не портились.

Картошку тоже сажает сам. В теплице — помидорчики, на столе — местные яблочки и груши. Однако для разнообразия есть у него и более крупные, покупные яблочки и бананы.

Так как магазин неблизко, то Эдуард выбирается в него раз в неделю. Иногда ему помогает добраться туда и довезти продукты до дома мужчина из поселка неподалеку. Чтобы быть в курсе происходящего, старичок захватывает и 2–3 газеты, которые изучает на досуге. Много покупает и книг.

”На продукты уходит чуть более 100 евро в месяц, — рассказывает Эдуард. — Моя пенсия — 200 с небольшим, но мне хватает. Ведь я не покупаю ничего лишнего, только то, что нужно. Я очень благодарен властям, что они меня не трогают и пенсию мне платят”.

На одежду и обувь Эдуард тратит мало. То немногое, что остается с пенсии, он откладывает, и вот недавно смог себе позволить теплые сапоги за 70 евро.

”Много денег уходит и на лечение зубов, — вздыхает он. — Коплю-коплю, но не всегда на это хватает. А так я почти не болею, и никакие лекарства мне не нужны”.

Хорошо, говорит он, поднимает иммунитет арония, которая растет неподалеку.

Власти, говорит он, в курсе, что он там живет. Недавно приходил лесничий, посмотрел на то, как он обустроился, и похвалил его.

”Я не врежу лесу, наоборот — собираю валежник, чищу сосны, — поясняет он. — Видите вон те сосны? — он показывает на высоченные мачты, которые видно из окна. — Я на каждую из них залезал, чистил их от сучков и наростов. Это им полезно, тогда древесина лучше”.

Путь к себе

Эдуард считает, что это идеальный вариант для человека — жить одному. Выращивать самому себе еду, не вредить природе и не загрязнять ее, не пользоваться ни электричеством, ни канализацией, только природными ресурсами.

”Я нашел свой путь, — говорит он. — С состоянием одиночества я знаком с детства. Но сейчас пассивное, негативно окрашенное состояние одиночества я сумел превратить в позитивный, рассчитанный только на свои силы, активный и созидательный образ жизни с минимальными контактами с цивилизацией”.

Всю жизнь проработавший в архивном деле мужчина, помимо того, что выстроил чистый природный дом, организовал еще участок с декорациями, где все предметы творчества — из природных деревянных и каменных предметов и имеют смысл. И он говорит, что именно одинокость его нынешней жизни помогла ему развить ум и воображение и создать эдакий стиль асоциального ёрно-реализма (от слова ”ёрничать”).

”Если вспомнить, каким я был 20 лет назад, то это два разных человека. Одиночество развивает такие редкие для нынешнего времени качества, как воля, решимость, трудолюбие, смелость, самостоятельность, собранность, настойчивость, терпеливость, — говорит он. — Одинокость отбивает охоту к бездумному потребительству и стяжательству, к тщеславию, властолюбию и другим порокам-ценностям. Само-собой исчезают и дурные привычки”.

Мечта — найти единомышленников

Он говорит, что сейчас вся его жизнь — это творчество. Ведь в условиях леса самообеспечение — это тысяча разных дел, каждое из которых требует достаточного количества знаний, особого подхода, обдумывания, планирования, порядка выполнения.

”Со стороны может показаться, что одинокость, которую я практикую, связана с аскетизмом, — улыбается Эдуард. — Но как раз наоборот. Уверяю вас, лучшей жизни я никогда до этого не видывал. Создаю предметы искусства из того, что люди выбрасывают, а то, что они считают неудобством, я превращаю в развлечение”.

К тому же, говорит он, покой, тишина, чистый воздух соснового бора, заросшие травой бывшие пашни, водохранилище, отсутствие раздражающих излишков и соблазнов, равновесие между физическим трудом и ментальной деятельностью — все это способствует хорошему самочувствию и здоровью.

Он мечтает найти единомышленников и продвинуть дело одинокости и одиночества в массы.

”Ведь люди мучаются и страдают, живя вместе, терпя все эти мелочи и бытовые неудобства, — говорит он. — Нет, я не против семейной жизни. Но в идеале, когда у тебя свой дом и у нее свой дом. Любая общая вещь — источник будущих конфликтов, и служит она не объединению, а разъединению людей. А если каждый суверенен, то вы встречаетесь, прекрасно проводите время, но не живете вместе. Между двумя свободными независимыми личностями возникает взаимоуважение, и любые бытовые вопросы решаются легко и без проблем. При этом могут быть и дети, но как только рука ребенка потянется за молотком, обязательно дай ему доски и гвозди, чтобы он впоследствии был способен и сам себе построить дом и независимую жизнь”.

Поделиться
Комментарии