Так, друг Ирены Александр Фетюков отправился в путешествие на каяке из Швеции в Эстонию, которое заняло несколько месяцев, и этот путь он посвятил памяти девушки, пишет "МК Эстония".

Александр и Ирена были знакомы всего около трех лет, но успели стать близкими друзьями. Молодой человек признается, что в определенной мере именно Ирена вдохновила его на некоторые поступки.

Каякер преодолел путь длиной в общей сложности 2341 километр. Он выехал из Швеции 2 октября и вернулся домой 13 декабря, а затем продолжил путь 26 мая и закончил в Эстонии 23 июня.

Месяц на сборы

Со стороны может показаться, что планирование такого масштабного похода должно длиться несколько месяцев, но, оказывается, решение пройти этот путь Александр принял очень быстро. На подготовку в итоге ушел месяц.

”Так как мы путешествовали своим ходом, да еще и стали заниматься каякингом, у моего друга возникла идея отправиться в Эстонию на каяке из Швеции. К тому моменту мы еще и на воде толком не держались, да и лето подходило к концу. Изначально эту идею мы оставили”, — вспоминает Александр.

Но смерть Ирены потрясла его, и молодой человек решил все-таки отправиться в это путешествие, пусть и в одиночку, так как друг отказался от этой авантюры. Александр признается, что им двигали несколько мотивов.

”Во-первых, это Ирена и ее стиль жизни, она была очень активным и веселым человеком и на некоторые вещи меня тоже вдохновила. Во-вторых, ее гибель. Никто не знает, наступит ли завтра, оно может не наступить вообще. Поэтому я решил сделать что-то такое, что запомнится на всю жизнь. В-третьих, мир потерял очень хорошего человека, хотелось побыть одному и подумать. В-четвертых, у меня уже были такие мысли, устроить продолжительное путешествие самостоятельно. К тому же я решил таким образом почтить память Ирены”, — объясняет путешественник.

При этом каякингом Александр начал заниматься в конце лета, так что опыта в этом деле у него практически не было. Но все время до путешествия он посвящал тренировкам, в том числе и утром перед работой, и по ночам.

”До этого я путешествовал с другом автостопом из Эстонии в Норвегию, потом в Испанию и обратно. Это длилось семь месяцев, и я привык ночевать в палатке. Но этот путь был для меня первым самостоятельным, где я мог рассчитывать только на свои силы. Я собирал много информации, спрашивал совета у опытных людей, тренировал реакцию при критических ситуациях”, — говорит Александр.

Первые трудности

Самым сложным, по его словам, было отработать ”эскимосский переворот”. Так называется прием постановки перевернувшегося каяка на ровный киль при помощи рывка бедрами или опоры на весло.

”То, что находишься вниз головой и тебя сдерживает лодка, очень давит на психику. В этот момент надо успокоиться. И когда спокойствие наступает, ты уже можешь что-то сделать под водой. А если паника, бросаешь весла и вылезаешь, все. У меня такое случилось на третий день, когда я перевернулся. Потом я специально делал этот эскимосский переворот, чтобы побороть страх. Но это самая крайняя мера зимой или осенью, потому что вода очень холодная, — поясняет путешественник. — В самых сложных погодных условиях я просто старался грести, потому что только это помогает удержать равновесие”.

Молодой человек говорит, что ожидал, что будут трудности, но никак не ожидал, что они начнутся в самом начале. Сильные ветровые волны очень осложняли переход на отплытии из Швеции. Александр признает, что было страшно, и он с трудом представлял себе, что же будет дальше. Но как раз дальнейший путь не оказался сложнее.

На протяжении всего маршрута каякер греб, пока продолжался световой день. Ночевать останавливался в палатке на берегу, ел то, что покупал с расчетом на несколько дней вперед, выходя в магазин, ведь населенные пункты по пути встречались не всегда. Основной рацион — рис и сосиски или котлеты плюс овощи.

”Осенью и зимой было проще, потому что при низких температурах продукты сохранялись дольше. Весной и летом приходилось чаще наведываться в магазин. Но зачастую была нехватка питьевой воды”, — делится молодой человек.

Травмы и холод

Не обошлось путешествие и без травм. Почти весь ноябрь Александру пришлось провести у друзей в норвежском Аскере, чтобы восстановить поврежденную руку. Но, как оказалось, когда молодой человек продолжил свой путь, травма никуда не делась и неоднократно потом давала о себе знать.

”Затем травмы появлялись периодически. Когда идешь против ветра, увеличивается нагрузка на кисть, и мне пришлось брать нагрузку на левую кисть, перестраиваться. Запястье, предплечье, плечо — все эти травмы себя проявили. Но это было терпимо. В последний день зимнего этапа я сильно травмировал колено, поэтому пришлось вернуться зимовать в Эстонию”, — констатирует каякер.

К холоду, по его словам, он был готов. Осенью воздух не прогревался больше +9, а ночью температура опускалась до –3. В палатке нередко был 0, она покрывалась тонкой коркой льда, и ее сложно было разобрать.

”У меня было два комплекта одежды и термобелье. Осенью я еще их комбинировал, а зимой пришлось надевать оба, хотя мой спальный мешок был рассчитан до –5”, — говорит Александр.

По словам молодого человека, когда гребешь, согреваешься, поэтому холода не чувствуешь, а вот спать зимой порой было очень холодно. Но всю разницу он смог оценить только летом, когда понял, как легко ему дается дорога в теплое время года.

С опасными животными, к счастью, каякеру сталкиваться не приходилось, но несколько раз своими криками его пугали олени. В первый раз он подумал, что это медведь, но, благо, они не водятся в тех краях.

Родные не знали

Гораздо больше опасности представлял ветер, который поднимал волны, мешал доплыть до суши и отнимал все силы на то, чтобы каяк не отнесло в открытое море. К тому же опасны были и каменистые берега, которые грозили разбить плавсредство.

”Обычные морские волны мягкие и широкие, а в одном месте были острые ветровые. Я старался успеть до полуострова до того, как меня сдует в океан. Плюс ситуация осложнялась тем, что волны были высокие и заливались в каяк, то есть я сидел в воде. А чем больше воды внутри, тем сложнее удержать равновесие. Я старался дойти до берега до того, как волны усилятся. Пока добрался, уже успел мысленно со всеми попрощаться”, — вспоминает Александр.

Его родные узнали о путешествии уже постфактум. Планы пуститься в одиночное плавание они, естественно, не одобряли и старались отговорить, поэтому молодой человек ничего не сказал, когда уехал в Швецию. Домой он периодически звонил, кроме того, вел онлайн-дневник в социальной сети, выкладывал фотографии. Так что близкие знали, где он и что делает, но, конечно, без леденящих душу подробностей.

”Если человек боится, он лишает себя очень многого. Взять тот же ”эскимосский переворот”. Первые пять раз у меня не получалось, потому что я боялся. Страх подавляет волю человека, и он сам не знает, на что способен, — подводит каякер итог своему нелегкому пути домой. — Но, конечно, надо тщательно готовиться к такого рода вещам, много читать, узнавать, чтобы быть во всеоружии при любой ситуации”.

Поделиться
Комментарии