В воскресенье вечером, девятого июля Сергей Василенко ехал из Таллинна домой в Маарду. Мужчина говорит, что правил не нарушал, но возле Горхолла его остановила полиция.

”Полицейские ехали навстречу. Мы разминулись с ними, и они сразу же пошли на разворот. Я еще не увидел сигналов, как стал останавливаться, потому что понял, что они за мной.

Полиция подъехала, и началась обычная процедура проверки документов, — вспоминает Сергей. — Затем мне дали дыхнуть в трубочку, я это сделал. После попросили выйти из машины и выполнить разные упражнения. Я с закрытыми глазами дотронулся до носа, прошелся по прямой, досчитал до 30… Все это я сделал”.


До и после

Затем мужчине провели экспресс-тест на наркотики, который сразу же показал отрицательный результат. Но полицейский утверждал, что уверен в том, что Сергей что-то принимал, поэтому его попросили проехать в больницу на Висмари.

”Меня посадили в полицейскую машину, а полицейский сел за руль моей. На Висмари я сдал анализы, результаты которых должны быть через 30 дней, — объясняет Василенко. — Вернувшись в участок, я часа три просидел в полицейском фургончике, наблюдая, как в это время издеваются над моей машиной. Обыскивали все — ножами и отвертками ковыряли салон”.

Так как в машине ничего не было найдено, Сергея отпустили домой, однако машину сразу не вернули, отправили на штраф-стоянку.

”В итоге в три часа ночи я поехал на такси в Маарду. На следующий день я вернулся за машиной и должен был еще заплатить 40 евро за штраф-стоянку, хотя попал туда автомобиль не по моей вине, — говорит мужчина. — Но все это ерунда по сравнению с тем, что я увидел, когда открыл машину. Все внутри было грязное, вещи раскиданы, обшивка порвана, сиденья повреждены, электропроводка торчит… Я спросил у полицейского, когда увидел это, не планируют ли они вернуть все на место, на что мне ответили, что это не их работа”.

Мужчина возмущается тем, что полицейские раскурочили салон автомобиля, который, кроме того, является машиной его матери.

”Я считаю, что если есть какие-то подозрения, то обыскивать надо с собаками, а не с отверткой. Или делать это аккуратно, возвратив все на место. Я не употребляю наркотики, и это показал экспресс-тест. Так почему же полиция не берет на себя ответственность за ошибку?” — недоумевает Сергей.

В свое время он был осужден по статье за наркотики и вышел по услово-досрочному освобождению. Но не связывает этот факт с тщательным обыском автомобиля.

”Я свое наказание понес, в тюрьме отсидел, и не считаю, что должен до конца жизни отвечать за эту ошибку, — считает мужчина. — Когда меня остановили, досмотр начался еще до того, как проверили мои документы. Да и остановил меня полицейский автомобиль, который просто ехал навстречу. Так что не думаю, что за мной специально следили, чтобы проверить”.


Есть подозрение

В полиции, ссылаясь на Закон о защите личных данных, конкретно этот случай прокомментировать не могли. Конечно, прошлое накладывает свой отпечаток, и тот факт, что Сергей уже был осужден за наркотики, должен был полицейских насторожить, однако и презумпцию невиновности никто не отменял. К тому же, от обыска автомобиля или досмотра вещей, например, на границе не застрахован никто. Так имеет ли право полиция или таможня повреждать имущество и не отвечать потом за это?

”Если говорить о действиях, которые полиция может применять для обеспечения общественного порядка, то они исходят из Закона об охране общественного порядка и других законов, регулирующих соответствующую сферу, например, Закона о дорожном движении”, — отвечает капитан полиции Эле Нука из бюро превенции и ведения производства по виновным деяниям Департамента полиции и погранохраны.

Она приводит пример — в ситуации, когда у полицейских возникают подозрения либо они получают сообщение о том, что за рулем может быть человек в состоянии опьянения, транспортное средство останавливают для проверки состояния водителя. Это делается, чтобы при необходимости отстранить его от управления автомобилем до того, как будет совершено ДТП.

По данным полиции, в этом году по вине нетрезвых водителей по состоянию на 14 июля на дорогах Эстонии произошло 244 ДТП, в которых погибло семь и пострадало 88 человек.


Право на возмещение

”Для проверки возможного алкогольного опьянения полиция использует алкометры, в случае подозрения на наркотическое опьянение на месте полицейские могут проверить водителя экспресс-тестом. Если результат экспресс-теста подтвердит подозрение на возможное употребление наркотических средств, водителя доставляют к врачу на биологический анализ и для описания состояния здоровья, — объясняет капитан полиции. — На получение результатов анализа может уйти до 20 дней. Если результат подтверждает наркотическое опьянение, то полиция начинает уголовное производство по статье 424 Пенитенциарного кодекса”.

Эле Нука добавляет, что если у полицейских возникнет подозрение, что в остановленном транспортном средстве могут перевозиться запрещенные вещества либо запрещенные предметы, то у сотрудников полиции есть право осмотреть такое транспортное средство, при необходимости отбуксировав его на парковочную площадку полиции. Если человек считает, что полицейские причинили ему своими действиями материальный ущерб, то, по словам капитана полиции, у него есть право подать ходатайство о возмещении вреда.

Стоит помнить и о том, что остановить автомобиль для проверки могут не только полицейские, но и сотрудники таможни. Так, например, читатель ”МК-Эстонии” Михаил был очень удивлен, когда его остановила машина с надписью TOLL по бокам и устроила полный досмотр, включая проверку топливного бака. Мужчина всегда считал, что таможенники имеют на это право только на границе, а на дороге уже нет, так что подчиняться их просьбам остановиться для досмотра не обязательно.

”У сотрудников таможни такие же права внутри страны на остановку лиц и автомобилей, как и у полиции. Это право им дает Закон о таможне, статьи 18 и 19. Наши люди в основном осуществляют надзор с целью контроля акцизных товаров, алкоголя, табака и топлива”, — объясняет пресс-секретарь Налогово-таможенного департамента Майлин Аасмяэ.

Она отмечает, что законное распоряжение, данное таможенником человеку, обязательно для выполнения. И так же, как и неподчинение распоряжению полиции, неподчинение распоряжению сотрудника таможни не спасет от контроля. Как правило, по словам Аасмяэ, таможенники все-таки находят с водителями возможность, чтобы провести контроль необходимых товаров спокойно и быстро.

Поделиться
Комментарии