По данным Продуктового банка, в Эстонии свыше 100 000 людей ежедневно недоедают. С этой организацией, в той или иной степени, сотрудничает большинство крупных торговых сетей. Хотя в этом сотрудничестве есть свои нюансы и сложности.

Буква закона

Из тех магазинов, куда мы обратились, Prisma Peremarket оказался единственным, кто пустил журналиста на продуктовый склад (хотя и не позволил фотографировать увиденное). Сеть, которая на сегодня насчитывает уже восемь гипермаркетов, обеспечивает работой более 1000 человек. Разумеется, в таком крупном магазине не обходится без излишков.

Процесс утилизации приходящих в негодность продуктов происходит согласно законодательству. В первую очередь утилизуют товар с истекшим сроком годности.

При этом важно помнить, что продуты делятся на две группы: это долгосрочный товар, который маркируется как parim enne (по-русски ”лучше употребить до”), и это портящийся товар, который маркируется как kõlblik kuni (по-русски ”годен до”).

В первом случае товар может быть, условно говоря, вечным. Срок годности обозначен, но даже если употребить продукт по истечении этой даты, то вреда здоровью это не нанесет. А вот маркировка ”годен до” однозначно говорит о том, что товар надо продать, пожертвовать или съесть до конца срока, обозначенного на упаковке. После этого он становится непригодным к употреблению.

По словам представителя магазина Prisma, к товарам с неограниченным сроком годности относятся, например, промтовары, одежда, посуда.

”Все съедобные продукты имеют срок реализации даже соль”, — уверена Кристина Горягина.

Хотя представитель универмага Stockmann Кай Сарапмяги придерживается несколько иной точки зрения. По ее словам, из продуктов к бессрочным можно отнести те, на которых в соответствии с законом не требуется указывать срок годности. К ним относятся, например, уксус, твердый сахар, соль и так далее.

Тем не менее, представители всех торговых сетей не советуют употреблять просроченные продукты и товары, отмечая, что сами их ни в коем случае не продают.

Все не продать

Многие товары сложно реализовать в срок. Как правило, магазин инвестирует в системы заказов. Они должны помочь в точном распределении всех полученных продуктов. Но даже в случае хорошо налаженной работы возникают сложности, ведь не всегда получается предугадать, какие товары охотнее раскупят люди.

Взять, допустим, недавно прошедшую Иванову ночь. На непросвещенный взгляд, самыми раскупаемыми товарами накануне праздника должны были стать мясо и пиво. Однако, например, статистика торговой сети Maxima говорит о том, что первые три позиции заняли арбуз, помидоры и молодой картофель. Причем арбуз, которого нынче продали 114 тонн, удерживает лидерство уже второй год подряд, а вот мяса вообще не оказалось в первой десятке самых покупаемых товаров этой сети!

Также у производителей могут возникнуть проблемы с некачественным товаром, но в таком случае заменить его обязан поставщик. Это правило для любого предприятия.

По мнению представителя Rimi Катрин Батс, многие нереализованные товары можно было бы пожертвовать, но возникают определенные сложности. Во-первых, это ограничения, прописанные в законе. Продукты вроде мяса и рыбы, если их срок подходит к концу, следует уничтожить. Во-вторых, собрать все товары не получается, часть продуктов приходится уничтожать и по этой причине.

Проблему реализации товара отмечает и Кай Сарапмяги из универмага Stockmann.

”Быстрее всего портятся фрукты. Это зависит как от уровня продукции, так и от зрелости плодов”, — отмечает Сарапмяги.

Помочь нуждающимся

Представитель Lasnamäe Prisma Кристина Горягина отмечает, что они активно сотрудничают с Продуктовым банком, куда ежедневно отправляют новую порцию товаров из обеих категорий: это и, например, каши с маркировкой parim enne, молочные или хлебо-булочные изделия с маркировкой kõlblik kuni.

До отправки товары хранятся на складе в контейнерах или в отдельном холодильнике. Чтобы обеспечить качество товаров при транспортировке, Продуктовый банк присылает за продуктами специальные машины с морозильными камерами.

На продуктовом складе есть синие бочки — для уже непригодных к употреблению продуктов, например, мяса с истекшим сроком годности.

”Кстати, в Продуктовый банк отправляются не только продукты, а также одежда, игрушки с небольшими дефектами, распакованные клиентами подушки и одеяла и так далее”, — говорит Кристина Горягина.

Что же касается утилизации, то каждый продукт покидает этот мир по-разному, исходя из своей специфики. К примеру, считается, что алкоголь или сигареты можно хранить вечно. Но это не совсем так.

Скажем, в торговой сети Prisma негодный для продажи алкоголь утилизирует само предприятие. Тару опустошают, выливая содержимое. Если бутылку можно вернуть, то ее возвращают через автомат для приема тары, но чек не берут, а нажимают кнопку, с помощью которой полагающаяся сумма жертвуется на благотворительность. Сигареты уничтожают, разрезая и выбрасывая вместе с бытовыми отходами.

Представитель сети Rimi Катрин Батс тоже говорит, что если товар долгосрочный, его можно пожертвовать в течение определенного времени.

”Для свежих товаров последний дата — это вечер истечения срока годности”, — отмечает Батс, добавляя, что Rimi сотрудничает и с Эстонским союзом многодетных семей.

А вот универмаг Stockmann ни с Союзом многодетных семей, ни с Продуктовым банком не сотрудничает. Представитель магазина Кай Сарапмяги говорит, что они некондиционные продукты утилизируют вместе с биоотходами или отходами третьей категории (умеренно опасные остатки, которые могут нарушить экологию, но восстановление идет довольно быстро — прим. ред.).

Поделиться
Комментарии