В процентном соотношении наибольшая доля работников центрального правительства приходится на Тартумаа — около 11%, а наименьшая их доля приходится на Валга — 2,3%.

Региональная политика заключается не только в проведении административной реформы, когда мы складываем и вычитаем и в результате получаем меньшие административные расходы. Осуществление региональной политики стоит дорого, но нам придется на это потратиться.

Не изобретая велосипеда

Опустение регионов означает недополученную прибыль, но не стоит думать, что если государство целенаправленно развивает регионы, то это идет на пользу и государственному бюджету. Идея перевода госучреждений в уездные центры заключается в повышении уровня присутствия государства и оказании положительного воздействия на местный рынок труда. Эстонии это необходимо.

Эстония не является первопроходцем в такого рода реформе, никто не говорит об изобретении велосипеда. В Великобритании и Франции подобная системы была внедрена десятки лет назад. В 2016 году из столицы Дании в другие регионы было переведено 3900 рабочих мест. В Швеции в 2005–2006 годах — 2700 рабочих мест.

Практика показывает, что большинство служащих не спешит менять место жительство, устремляясь вслед за привычной должностью. Работников приходится нанимать на месте, что и является одной из целей реформы — дать возможность реализовать себя тем людям, которые не являются жителями крупных городов.

В коалиционном договоре на 2016–2019 годы государственная реформа обозначена в качестве одного из приоритетов правительства. Мы наметили перевести из Таллинна в другие регионы около 1000 рабочих мест в госучреждениях. Речь идет о тех ведомствах, которые действуют независимо, в которых работники не должны ежедневно общаться с правительством, Рийгикогу, министерствами и иностранными государствами.

Два с половиной года назад целевое учреждение Maaelu Edendamise вернулось в Вильянди — обратная связь была положительной. Государство должно уметь адаптироваться — те же люди, которые, например, теряют работу в случае упразднения уездных управ, нужны нам на других должностях. Технологии позволяют работать без непосредственного контакта в офисе.

Жизнь в музее под открытым небом

”Усугубляющаяся маргинализация” — это выражение, используемое почти в каждом документе, программе развития, анализе, касающихся будущего Эстонии. По состоянию на 1 февраля число жителей Таллинна составило 443 977 человек, не считая тех, кто на самом деле живет в столице, но не зарегистрировал Таллинн в качестве своего местожительства, а также тех, кто живет и работает вблизи Таллинна.

Но разве будущее Эстонии — это город-государство? Уверен, что нет. Острословы шутят, что Эстония скоро превратится в музей под открытым небом — Большой Таллинн. У Эстонии будто бы два сердца и один туристический город; остальная часть Эстонии превратилась в заброшенные окраины. Чтобы эта проблема не усугублялась, государству самое время сказать свое слово.

При этом важно не причесывать всех под одну гребенку: вести дела в регионах и заниматься ими следует в соответствии с особенностью каждого из них. В промышленном регионе следует заниматься промышленностью, в сельскохозяйственном регионе — сельским хозяйством. Университет естественных наук не стоило бы переносить в Таллинн, но было бы разумно перенести те рабочие места в государственных учреждениях, которые связаны с лесным делом и окружающей средой, в Юго-Восточную Эстонию, где сконцентрированы крупные деревообрабатывающие предприятия.

Цель — оздоровление государства

Для проведения реформы необходимо общественное согласие, чтобы прийти к общему пониманию вне зависимости от мировоззрения. Хотя приближающиеся выборы придали красок обсуждению данного вопроса. Но Эстонии необходима такая реформа — как на уровне местных самоуправлений, так и на уровне центрального правительства.

Планируется преобразовать деятельность уездных управ: часть задач мы передадим местным самоуправлениям, а другую часть распределим между госучреждениями. В результате должно не только сохраниться, но и повыситься качество публичных услуг.

Цена такой реформы должна оставаться в разумных пределах, и в регионе должны иметься условия для поиска сотрудников соответствующей квалификации. Прежний опыт Эстонии по части переноса учреждений из столицы в другие регионы во многом схож с опытом других стран: во время переходного периода, когда проводится обучение работников, расходы возрастают. Но срок окупаемости в случае таких шагов не должен составить и не составит и пары лет. Мы учли, что трудности во время перевода в некоторых случаях могут наблюдаться до пяти лет.

В зданиях уездных управ планируется устроить т. н. государственные дома, в которых жители смогут получать большое количество публичных услуг. Я уверен, что большинство работников уездных управ найдут работу в тех государственных учреждениях, которые планируется перенести из Таллинна в другие регионы. Работники с высоким уровнем квалификации очень важны для государства. Особое внимание мы уделим Ида-Вирумаа, который по сравнению с другими регионами долгое время страдал от недостатка внимания.

В Вильяндиском уезде численность населения с 1991 года уменьшилась на 17 000 человек, за последние четыре года — на 750 человек. Численность населения Ида-Вирумаа со времени восстановления независимости уменьшилась примерно на 75 000 человек. Если в течение последующих 20 лет не последует каких-либо изменений, то население Северо- и Юго-Восточной Эстонии может уменьшиться еще на одну треть.

Не нужно беспокоиться о том, что если учреждения будут перенесены из Таллинна в другие регионы, то станет больше бюрократии. Наоборот, с помощью проекта ”нулевой бюрократии” в течение ближайших трех лет планируется отменить или ослабить 164 бюрократических требования, присутствующих в процессе общения между государством и предпринимателями. Мы критическим взглядом пересмотрели правила общения государственных учреждений между собой и планируем их упростить.

Для оценки успешности проекта, касающегося государственной реформы, 100 дней будет недостаточно. Необходимо по меньшей мере пять лет, чтобы такая политика себя оправдала. Я в это верю.

Поделиться
Комментарии