"Я пошел работать в 14 лет и учился в так называемой школе рабочей молодежи. Закончил ее в 1948 году. И если восьмые классы у нас еще были параллельные, то в десятом классе нас осталось всего десять человек. Одна была одноклассница, Маша, главный бухгалтер, другая одноклассница, Вера, была медсестрой, она хотела получить среднее образование, чтобы поступить в медицинский институт. Один парень был библиотекарем, а все остальные мы были электриками, работали на заводе.

В конечном итоге нас осталось семь человек. Вы не представляете, как с нами работали преподаватели! И уроки не надо было учить дома, с нами в классе занимались с каждым индивидуально, тренировали каждого. А учителя какие были, еще с гимназическим образованием и окончившие традиционные университеты! В общем, по-настоящему образованные и интеллигентные люди.

Сейчас школы принадлежат муниципалитетам в Эстонии. Я считаю это колоссальной ошибкой — школы должны быть государственными. И преподаватели, все школьные работники, должны быть выращены государством. Не может муниципалитет сделать для школы то, что обязано и может сделать государство.

Самое страшное для школы — это реформы. Не зря у китайцев есть такое проклятье: чтоб ты жил в эпоху перемен! Сама по себе школа консервативна, реформа ей не нужна. Нужна вдумчивая работа, надо поднять образовательный уровень учителей.

Я с внучкой сейчас читаю ”Путешествие Гулливера” в полном издании. Ей девятый год, и она заинтересовалась. Также занимаюсь с ней древнегреческой мифологией. Это все хорошо бы проходить и в школе. Ведь много где ссылаются на Марса, Зевса, а дети и не знают, кто это такие.

Когда мы еще учились в школе рабочей молодежи, отпуск на работе нам давали, как правило, летом и на время экзаменов. Так вот на время переводных или государственных экзаменов давался отпуск со стопроцентным сохранением зарплаты. Институты были заочные и вечерние. Конечно, учиться было на заочном тяжело, но, когда институт вызывал студентов на экзамены, зарплата опять же сохранялась.

Студенты-вечерники все старались учиться там, где у них была профессия по работе. Только у медиков не было заочных и вечерних институтов. Бухгалтеры учились на экономическом факультете, слесари — на машиностроительном, так как я был электриком, учился на электронном факультете. И тоже на время экзаменов и дипломного проекта сохранялась полностью зарплата. Почему бы в Эстонии не иметь школы рабочей молодежи? И все льготы, которые даются ученикам, чтобы были. В институте сейчас тоже есть вечернее отделение, и можно сохранять для студентов зарплату на время экзаменов и дипломных проектов".

Поделиться
Комментарии