2016 год прошел под знаком ”турбулентности”. Нестабильность. События, которые наши Эстония никак не может контролировать. Как вы на это смотрите?

2016 год прошел и под знаком саммита НАТО в Варшаве. На каждое действие найдется противодействие. С этой точки зрения и смотрю.

Нельзя терять голову из-за того, что происходит вокруг. Необходимо анализировать ситуацию, и все жители Эстонии вместе должны быть готовы делать что надо.

Много возникало вопросов о том, когда же наконец будущий президент США Дональд Трамп позвонит президенту Эстонии. Премьер-министру Швеции и президенту Финляндии он уже позвонил. У вас уже подготовлены темы для разговора?

По всему миру подобного рода звонки совершаются согласно инструкциям. Пока же в Вашингтоне работают наши дипломаты. Общаются с республиканцами, разъясняют наши позиции и пытаются понять позиции переходной команды. Эта работа идет и без этого знакового телефонного звонка.

…которого вы все же ждете?

Нет, я его не жду.

Сами наберете номер?

Я бы не хотела, чтобы наш разговор происходил в условиях, когда Трамп еще не решил для себя вопрос Прибалтики. Не решил, как он относится к Евросоюзу, еще не ощутил и не осознал нашего уголка земли. Было бы разумно говорить с людьми, когда у них была возможность войти в курс дела.

/…/

Планируете ли вы посетить с визитом Россию?

Все может быть, но сейчас общение Эстонии с нашим восточным соседом находится на сравнительно техническом уровне. Происходят культурные контакты, и дипломаты, конечно, на техническом уровне между собой общаются. Эти контакты есть, но что будет дальше, увидим.

Я считаю, что в общении с восточным соседом мы должны использовать и усиление своих союзников и партнеров. В Евросоюзе и НАТО достаточно форумов, которые нам в этом помогут.

/…/

Кто в 2016 году может считаться эстонцем? В контексте президентских выборов, кроме всего прочего, в Эстонии обсуждался и этот вопрос.

Эстонец — это любой, кто себя таковым считает. В отношении этого нет конституционных ограничений, как в случае с президентскими выборами, когда кандидат должен быть гражданином Эстонии по рождению.

Эстонцем может быть и человек, ставший э-резидентом. Он может подойти к тебе на Slush (конференция стартап-компаний и талантов в области технологий — прим.ред.) и сказать: понимаешь, я такой эстонец! И для меня он им и будет являться.

Должны ли мы внести окончательную ясность в этот вопрос?

Не должны. Эстонское Государство — это свободное государство для всех людей, проживающих здесь. Вне зависимости от национальности. Я не вижу, что в хоть каком-то аспекте государственного устройства национальность играла существенное значение.
Я, например, немножко островитянка и немножко мульк. Мой советник по прессе Таави Линнамяэ — сето. У нас тут так много разных людей.

По моему мнению, каждый, кто считает, что он хочет быть связан с Эстонией, должен иметь возможность это сделать. Если у человека есть гражданство Эстонии или вид на жительство, если он живет в Эстонии, то я не буду говорить, что он не вправе чувствовать себя эстонцем. Даже если он по рождению таковым не является.

Поделиться
Комментарии